Михаил Васильевич Чевалков имеет поистине историческую заслугу как перед своим народом, так и перед алтайской и тюркологической наукой. Его активность определялась прежде всего общественным значением его работ. Он занимал незаметную должность переводчика при Алтайской духовной миссии, но в историю своего народа вошел как первый его писатель и просветитель, неутомимый фольклорист и как государственный деятель в самом прямом смысле этого слова. Все стороны его забот – и переводчика духовной миссии, и собирателя фольклора, и сочинителя литературных произведений, автора «Памятного завещания» или «Жития Чевалкова», басен и стихов, переводчика и составителя документов государственного значения – так органично вытекали одна за другой, взаимовлияли и взаимодействовали, что трудно говорить о нем только как о писателе или только как о собирателе фольклора.

С.С.Каташ

НАСЛЕДИЕ М.В.ЧЕВАЛКОВА В СОВРЕМЕННОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Наследие М. В. Чевалкова в современном осмыслении: сб.

мат-ов конф. и библиогр. указ.: - Горно-Алтайск, 2008.-151 с.

НАСЛЕДИЕ М.В.ЧЕВАЛКОВА В СОВРЕМЕННОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Казагачева З. С. Алтайский писатель и

просветитель М.В.Чевалков. – С. 385-393.

НАСЛЕДИЕ М.В.ЧЕВАЛКОВА В СОВРЕМЕННОМ ОСМЫСЛЕНИИ

М.В.Чевалков. – С. 14-41.

НАСЛЕДИЕ М.В.ЧЕВАЛКОВА В СОВРЕМЕННОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Каташ С.С. Вклад алтайского просветителя

М.В.Чевалкова в тюркологическую

НАСЛЕДИЕ М.В.ЧЕВАЛКОВА В СОВРЕМЕННОМ ОСМЫСЛЕНИИ

науку. – С. 17-22.

Чинина Э.П. М.В.Чевалков – основоположник письменной алтайской литературы.

1840 – 1890-е годы. - С. 74-144

М. В. Чевалков сыграл важную роль в принятии чуйскими теленгитами решения в пользу подданства Российской империи.

В качестве переводчика сопровождал офицера Российского генерального штаба А. Г. Принтца в его поездке на Чую в 1863 г., а в следующем 1864 году сопровождал томского губернатора Г.Г. Лерхе.

В «Памятном завещании» (1894) он подробно описывает это путешествие. В обязанности А.Г.Принтца не входила переговоры о присоединении спорных территорий к Российской империи. Фактически дипломатические переговоры Чевалков вел по собственной инициативе, убедив чуйцев перейти в Российское подданство, тем самым сохранив единство алтайского народа.

НАСЛЕДИЕ М.В.ЧЕВАЛКОВА В СОВРЕМЕННОМ ОСМЫСЛЕНИИ

Казагачева З.С. М.В.Чевалков и его роль

в принятии теленгитами– «двоеданцами»

Российского подданства.– С. 107-110.