В день рождения Антона Павловича Чехова, 29 января, на заседании клуба «Мы – вместе!» слабовидящих и незрячих пользователей состоялась беседа «Читаем Чехова».

Классик русской литературы внимательно наблюдал жизнь разных слоёв общества, бывал в убогих лачугах, темных углах, грязных переулках, в деревнях и небольших городах. Он писал о повседневных житейских мелочах, в которых отражались проблемы русской жизни вообще.

Главное слово на встрече было предоставлено, собственно, автору, через его рассказы, пьесы и повести, доступные как в книгах, так и в аудиокнигах, «говорящих книгах», грамзаписях и посредством экранизаций. Напомним, что в фонде отдела информационных ресурсов Национальной библиотеки Республики Алтай, порядка тридцати произведений Антона Павловича Чехова на грампластинках и сорока – на аудиокассетах, например: «Дама с собачкой», «Дом с мезонином», «Невеста», «Душечка», «Анюта», «Тапёр», «Толстый и тонкий», «Лошадиная фамилия», «Драма», «Хамелеон», «Каштанка», «Ванька», «Муж», Она «Моя», спектакль МХАТа «Чайка» (запись 1982г.) и другие произведения. Замечательные советские и российские актёры и артисты театра и кино читали произведения Чехова для записи: Ростислав Плятт, Владимир Басов, Валентин Гафт, Олег Табаков, Сергей Юрский, Леонид Броневой, Евгений Евстигнеев, Андрей Мягков, Анатолий Папанов, Владимир Этуш.

Разговор о детских и юношеских годах Антона Павловича в Таганроге, его ранних юмористических рассказах, первом псевдониме «Антоша Чехонте» привёл собеседников к другой яркой личности родом с Таганрога, актрисе, взявшей своим псевдонимом фамилию чеховского персонажа, – Фаине Георгиевне Раневской. В её исполнении, записи 1964 года, аудитория услышала рассказ Чехова «Индейский петух» (1885г.).

Далее с пластинки записи 1940-1950-х годов прозвучал голос советского актёра театра и кино Осипа Наумовича Абдулова. Маленький домашний казус – рассказ «С женой поссорился», который впервые был опубликован в юмористическом журнале «Осколки» 9 июня 1884 года. Сюжет и сейчас актуален: муж мечет громы и молнии по причине невкусного обеда. События в этой крохотной миниатюре развиваются очень быстро, а вкрадчивая, почти лирическая интонация голоса от автора прекрасно оттеняет комизм ситуации.

Антон Павлович писатель не только с образованием врача, но и всю жизнь практикующий врач. Поэтому, образ врача и медицинская тема навсегда вошли в его творчество. Вниманию членов клуба была предложена запись 1977 года рассказа «Анюта» (1886г.) о студенте-медике третьего курса в исполнении Андрея Миронова.

На пять минут перед участниками встречи предстали Вячеслав Тихонов и Жанна Болотова в маленьком шедевре «Размазня» – короткометражном фильме 1970 года режиссёра Михаила Швейцера.

Экранизаций произведений Чехова в международном кинематографе уже более пятисот. Для российского зрителя одними из любимых чеховских фильмов по-прежнему являются «Попрыгунья» (1955, реж. С. Самсонов), «Дама с собачкой» (сцен. И. Хейфиц), «Чайка» (1970, реж. Ю. Карасик), «Мой ласковый и нежный зверь» (1978, сцен. Э. Лотяну). К слову, визитной карточной киноверсии Эмиля Лотяну повести Чехова «Драма на охоте» явился вальс Евгения Доги. Этим вальсом закончились клубные «чеховские чтения» в день его рождения, а также выдачей «говорящей книги» с рассказами и пьесами А.П. Чехова для домашнего прослушивания.