12 июля 1934 года стартовал первый Западно-Сибирский автопробег по маршруту Бийск – Кош-Агач – Бийск. Он проводился для проверки надежности построенных участков полотна Чуйского тракта, для испытания ходовых качеств новых марок советских автомобилей «ЗИС-5» и вошел в историю автомобилизации нашей страны как один из первых автопробегов по горному маршруту.

В автопробеге участвовали лучшие водители тракта, которых выдвигали на общих собраниях коллективов-участников: «Совмонголтувторга», «Скотоимпорта», «Оленетреста»... Каждая организация оборудовала автомобили горными упорами собственной конструкции. 28 грузовых и пять (по другим данным - два) легковых автомобиля из района базарной площади по улице Советской г. Бийска колонной направились через новый понтонный мост на Чуйский тракт. Им предстояло пройти 1100 километров труднейшей горной дорогой, преодолеть восемь крупных паромных переправ, три перевала. Машины проехали от Бийска до Кош-Агача и вернулись обратно за рекордно короткий срок - 8 суток.

Как встречали участников автопробега в г. Ойрот-Тура, сообщала газета «Красная Ойротия» (№95 от 14 июля 1934 года).

«С утра 12 июля Ойрот-Тура приняла необычайный вид. Лозунги, плакаты говорили о начавшемся автопробеге по Чуйскому тракту. Площадь около обкома партии заполнилась народом. Мощные громкоговорители оповещали собравшихся о ходе автопробега.

Старт автопробега дан в Бийске 12 июля в 12 часов 35 минут дня. В автопробеге участвуют 28 грузовых машин исключительно советского производства марки «ГАЗ» Горьковского автозавода и марки «ЗИС» завода имени Сталина, а также 5 легковых машин марки «ФОРД». Все машины идут с полной нагрузкой. Командор автопробега начальник крайдортранса тов. Сумин.

К 3 часам в Ойрот-Туру организованным порядком пришли коллективы профсоюзов, «Динамо», пионеры и школьники.
3 часа. Взоры собравшихся обращены на Ойротскую улицу, откуда должны показаться колонны автомашин.
3 часа 0,5 минут. Вдали послышалось урчание моторов. Идут! Идут! На площадь плавно вкатились первые три легковые машины. Первой пришла машина №2 вицекомандора Волкова.
В 3 часа 15 минут прибыла грузовая машина №2 марки ГАЗ Горьковского автозавода (водитель т. Мордовцев), покрывшая расстояние Бийск – Ойрот-Тура 104 километра в 2 часа 40 минут. Громкими приветствиями встречают собравшиеся первые машины.
В 3 часа 45 минут прибывает машина №5 (водитель тов. Сорокин). Затем одна за другой начинают прибывать остальные машины.
В 4 часа 48 минут прибыла последняя автомашина №28 аварийно-санитарная.

1-й участок пробега Бийск – Ойрот-Тура 104 километра покрыт в 4 часа 15 минут.

Между участниками автопробега, командирами колонн и шоферами было развернуто соревнование, в пути выходила стенгазета.
В 5 часов дня застыл строй автомашин. С правого крыла каждой машины выстроились и шоферы. Члены обкома партии товарищи Хабаров, Аксенов, Бенцман и другие здороваются с участниками автопробега, обходят строй машин. Осмотр окончен, в 5 часов 15 минут начинается митинг, посвященный автопробегу.

Митинг открыл секретарь обкома партии тов. Хабаров. Он говорит: «Товарищи, мне поручено с этой трибуны передать от обкома партии облисполкома, вам, участникам первого автопробега в крае и области, всем инженерам, техникам, ударникам-строителям Чуйского тракта, всем водителям машин пламенный большевистский привет».
Далее тов. Хабаров сказал о имеющихся достижениях в деле дорожного строительства по области; о том, что автопробег стал новым мощным двигателем борьбы за хорошее благоустроенные дороги. Тов. Хабаров выразил уверенность, что автопробег будет завершен успешно.

От имени трудящихся города Ойрот-Тура выступил председатель горсовета тов. Шибанов.
Привет от дружественной соседней Тувинской республики автопробегу передал министр просвещения Тува Тастаиль.
От имени профсоюзов автопробег приветствовал тов. Спириков, от комсомола тов. Лесин. От имени прибывшей на Алтай всесоюзной пионерской экспедиции перед участниками автопробега выступила тов. Агашева.

Командор автопробега начальник крайдортранса тов. Сумин призвал всех собравшихся на борьбу с бездорожьем.
От имени участников автопробега выступил тов. Плаксин, который благодарил трудящихся Ойрот-Тура за хорошую встречу автопробега организованную в Ойрот-Тура.
Последние слова выступающих товарищей покрываются звуками «Интернационала», громкими аплодисментами.
В конце митинга приняты приветственные телеграммы руководителям Главдортранса тов. Серебрякову, Буценко и руководителям Западно-Сибирского края т.т. Эйхе и Грядинскому.

Митинг закончен. Участникам пробега дан обед. Пионеры преподносят водителям машин, шоферам и командирам колонн букеты цветов.
В 6 часов 50 минут все водители машин на местах. Под звуки походного марша одна за другой двинулись колонны автопробега из Ойрот-Тура по своему маршруту на Кош-Агач».



Приветственная телеграмма митинга, посвященного автопробегу на Чуйском тракте


Москва, Главдортранс почетному командору Серебрякову, Цудортранс-Буценко

Участники автопробега и трудящиеся города Ойрот-Тура шлют вам, руководителям автодорожного дела советской страны горячий привет.
Мы заверяем вас, что автопробег, имеющий огромное хозяйственное и политическое значение, послужит для советской Ойротии мощным двигателем к дальнейшей борьбе за превращение Ойротии в область образцовых дорог и культурной эксплуатации автомобиля.
Участники пробега обещают своему почетному командору тов. Серебрякову отдать весь свой опыт, все свои силы и знание на успешное проведение пробега.
За культурное строительство и эксплуатацию советских дорог и автомобилей!
За культурного, дисциплинированного советского водителя!
Да здравствует наша славная коммунистическая партия и ее вождь тов. Сталин!


П. Чагат-Строев
Эре-Чуя*

Лошадь в седле ездока изнуряет.
Эре-Чуя река, оглянись.
Пропасти черные всюду зияют
Чуйских тропинок всегда берегись.

Где не проходит верблюд с вьюком
Это место звалось Белый Бом.
Не дорога была -бесконечная мука,
Трудно было проехать верхом.

Буйная, быстрая, трудная Чуя
По твоим берегам вверх и вниз,
Изнуряясь верхами, часто ночуя,
Двадцать дней ездоки плелись.

А теперь. Удивлен чудесами
Теленгит живущий тут,
Страшные кручи покорными стали,
По прекрасным дорогам машины идут.

Эта дорога - Чуйским трактом зовется
И по ней, подымая пыль,
Автомобиль своими колесами
Зачеркнул вековую быль.

Эта дорога по кручам вьется,
Слушай, ойрот, новую быль,
По этой дороге птицей несется
AМO—советский автомобиль.

Много товаров привозят машины
В Улаган, Кош-Агач и Чибит.
И шуршат по дороге шины
Да мотор неустанно гудит.

Все дальше, дальше и дальше
На Чуйском тракте проложен путь
И мчатся машины в стремительном марше,
Прорываясь сквозь горную грудь.

Пусть небо сегодня не хмурится,
Автопробег несет славную весть,
Пусть дождь перестанет и туман не курится
Даешь Чуйский тракт! Есть!

* Эре-Чуя - трудная Чуя




Фото: Государственный архив Республики Алтай