Музыкальные истории. Джузеппе Тартини «Покинутая Дидона» (1734)

Сотрудники отдела информационных ресурсов начинают новый цикл онлайн-бесед «Музыкальные истории», в котором расскажут о ярких историях создания музыкальных произведений, прототипах и людях, вдохновивших авторов на написание того или иного музыкального шедевра.

В первом выпуске вашему вниманию представляется соната Дж. Тартини «Покинутая Дидона».

Дидона – дочь тирского царя Бела, основательница и первая царица Карфагена. В памяти человечества она осталась, прежде всего, благодаря Вергилию, который изобразил ее в «Энеиде» как прекрасную, нежную, сострадательную и несчастную женщину.

Образ Дидоны можно найти в литературных произведениях русских и зарубежных писателей: Данте Алигьери в разделе «Ад» в «Божественной комедии», в трагедиях Э. Жоделя «Самопожертвование Дидоны», К. Марло «Дидона, царица Карфагенская», Ж. де Скюдери «Дидона», Я. Княжнина «Дидона», в поэме И.П. Котляревского «Энеида», стихотворении И. Бродского «Дидона и Эней», историческом романе Д. Грэма «Черные корабли».

История основательницы Карфагена вдохновляла и композиторов на создание произведений крупных музыкальных форм – оперы Ф. Кавалли, Г. Пёрселла, Д. Анри, А. Скарлатти, А. Кампра, Б. Галуппи, И. Хассе, Н. Йоммелли, Н. Пиччинни, Дж. Сарти, С. Меркаданте, Г. Берлиоза.

В малых формах этот образ оригинально разработал Дж. Тартини. Его соната «Покинутая Дидона» является одним из лучших произведений и визитной карточкой первого периода его творчества.

Приятного вам просмотра и прослушивания!