3 апреля 2025 года исполняется 100 лет со дня рождения Алексея Григорьевича Калкина (1925 – 1998) – известного алтайского сказителя, исполнителя героических эпосов.
А.Г. Калкин — первый, кто получил звание «Народный сказитель-кайчи Республики Алтай» за уникальное исполнение горловым пением алтайских народных сказаний. Начиная с 1948 года в исполнении Калкина учеными было записано более 40 героических сказаний (объемом от одной до восьми тысяч стихотворных строк), более сотни сказок, мифов, преданий и песен алтайского народа. 18 эпических текстов опубликованы в многотомном своде «Алтай баатырлар» («Алтайские богатыри»). Эпос «Очи-Бала» вышел в двуязычной академической серии «Памятники народов Сибири и Дальнего Востока». Эпос «Маадай-Кара», изданный в серии «Эпос народов СССР», является поэтическим памятником мирового значения (переведен на русский, тувинский, монгольский и киргизский языки).
Алексей Григорьевич обладал феноменальной памятью и могучим голосом. Он был знатоком устного народного творчества, обычаев и нравов алтайцев и известен не только как исполнитель старинного эпоса, но и как народный поэт-импровизатор.
В честь юбилея предлагаем вам почитать статью «Под струны топшура», опубликованную в газете «Звезда Алтая» в 1975 году к 50-летию Алексея Калкина, из которой вы узнаете о его пути и вкладе в культуру и наследие Алтая.
ПОД СТРУНЫ ТОПШУРА
«Известному алтайскому сказителю Алексею Григорьевичу Калкину исполняется 50 лет. Родился он в селе Паспарта Улаганского района. У его отца Григория Ивановича было несколько детей, и Алексей ничем особым среди них не выделялся, разве что мальчик был более наблюдательным и чутким и жадно интересовался всеми явлениями окружающего мира.
Впрочем, перед сном отец часто рассказывал детям алтайские народные сказки о добрых и злых духах, Алексей надолго запоминал их и мог почти без изменений пересказывать их своим друзьям. Григорий Иванович – известный сказитель, и в его доме часто собирались взрослые слушать, как под звуки топшура пел он героические сказания.
Часть приезжали в гости сказители, и тогда устраивались состязания на лучшее исполнение эпоса. Пожалуй, самым внимательным слушателем был Алексей. И уже тогда, с пятилетнего возраста, в жизнь мальчика широко и властно вошла народная поэзия. Она увлекла и захватила его детское воображение, привела к мечте петь каем (горловым пением) перед народом. Однако легче было ему запомнить слова, отдельные сюжеты больших героических сказаний, чем овладеть искусством кая.
Отец всегда одобрял стремление сына научиться каю, но настойчиво требовал от Алексея, чтобы он первым долгом все-таки усваивал содержание и был всегда внимательным к словам. Григорий Иванович берет всегда с собой Алексея на охоту, на пастбища, на целебные источники, в гости к сказителям и певцам. Новые впечатления, знакомства – все это расширяло круг знаний будущего сказителя, где главным является близкая связь с жизнью, с народом, с природой.
Алексей, как будущий кайчи, до 13 лет каем не пел. Он только рассказывал речитативом, причем быстро, легко, не путая ничего в содержании сказания. Но к 15 годам он уже овладел этим искусством. В 15-17 лет он стал уже вполне зрелым сказителем. Лучшей наградой для начинающего сказителя было исполнение его произведений и старыми, и молодыми кайчи.
Самым большим и любимым сказанием кайчи стал «Маадай-Кара», в котором насчитывается теперь 7738 строк.
В начале сказания всегда говорится о родной земле богатыря, где вечно стоит тишина и мир. Показывается богатство страны, а богатством страны и богатыря является прежде всего народ, горы и леса, реки. На видном месте прежде всего стоит скот.
В сказании «Маадай-Кара» самым сильным, кровожадным завоевателем был Кара-Кула каан.Но родился богатырь Когюдей-Мерген. И только ему суждено победить насильника. Когюдей-Мерген сильнее, умнее, человечнее Кара-Кула. Сказитель так описывает его:
Нос – как прямой хребет (горы),
Ресницы – как северный лес,
Брови – как черный бархат,
Борода – как черное урочище,
Щеки – как радуга,
Лицо – как полная луна,
Глаза – подобно синим звездам
Сияли – таков его взгляд:
Язык, как огненное пламя, –
Красноречивым он был.
Когюдей-Мерген побеждает Кара-Кула хаана, освобождает своих родителей и их народ, выводит всех из подземного царства на поверхность земли.
Большую известность и популярность Алексей Калкин получил в 1947 году в день празднования 25-летия Горно-Алтайской области. Сами сказители признали его лучшим исполнителем, и он отправляется из Горно-Алтайска в Москву в числе участников художественной самодеятельности Горного Алтай на Всесоюзный смотр.
С тех пор А. Калкин часто выступает перед слушателями не только во всех районах, селах области, но является и частым гостей Горно-Алтайска, Барнаула, Новосибирска, Москвы, Ленинграда.
В 1959 году Алексей Григорьевич участвует в работе конференции сибирских фольклористов в г. Улан-Удэ. В 1972 году в столице был смотр музыкально-этнографического концерта народов РСФСР, посвященный 50-летию образования СССР. А.Г. Калкин выступил не только перед слушателями в театре, но и по Всесоюзному телевидению и радио.
С каждым годом растет успех и популярность сказителя. Так, например, в 1968 году на Алма-Атинской студии грамзаписи впервые на алтайском языке пластинкой вышел отрывок «Маадай-Кара». Начиная с 1950 года, в выходящих томах «Алтай баатырлар» печатаются его героические сказания. Последней знаменательной новостью является выход героического эпоса «Маадай-Кара» на алтайском и русском языках. Это академическое издание оснащено научно-исследовательскими статьями, библиографическими данными и другими сведениями о сказителе «Маадай-Кара».
Сейчас А.Г. Калкин живет в Усть-Канском районе в с. Ябоган. Он часто выступает перед населением области с богатым репертуаром.
И. ШИНЖИН,
научный сотрудник областного научно-исследовательского института истории, языка и литературы».