60 лет назад состоялся дебют Василия Шукшина в полнометражном кино – 1 сентября 1964 года в прокат вышла его картина «Живёт такой парень».
Съёмки начались осенью 1963 года и проходили на Алтае, в селах, расположенных вдоль Чуйского тракта. Отдельные сцены снимались в селе Усть-Сема, близ Манжерока и в Горно-Алтайске.

Например, эпизод с гусями снимали в переулке у тогдашнего технологического техникума (позже там располагался историко-филологический факультет пединститута, сейчас это ул. Маяковского). Переулок был короткий и тесный, рядом - Улалушка, в то время еще полноводная. У старой конторы, у ворот ВДПО, установили камеры, софиты...

Сцена снималась так: на дороге лужа, в луже - табун гусей, из переулка выруливает ГАЗ-51 Пашки Колокольникова, въезжает в лужу. Из-под колес брызги, a перепуганные гуси берут курс на обочину. В фильм о Пашке Колокольникове этот эпизод не вошел, однако в другом эпизоде, где Пашкин «газик» въезжает в реку, гуси есть. Съемки проходили на реке Майме в районе плодопитомника.

Подробности о съемочном процессе можно узнать из воспоминаний одного из участников, опубликованных в газете «Звезда Алтая» 3 октября 1989 года.


Понятный, свой, без подделки

«В начале шестидесятых годов в Горно-Алтайск приехала съемочная группа «Мосфильма» во главе с Василием Макаровичем Шукшиным - снимать фильм. В те времена город наш посещало не так много знаменитых людей, так что о съемках, наверное, знал каждый горожанин. А мы, пацаны, тем более. Как раз было лето, все на каникулах, вот и не отставали от съемочной группы.

Помню почти все места, где снимались какие-то сюжеты для будущей ленты «Живет такой парень». Посмотрел недавно этот фильм, будто снова в свое детства вернулся. Вспомнил и то, как ждали мы его выхода на экраны, с каким наслаждением много раз смотрели, и как сами собой заучивались наизусть все ситуации и даже мелкие детали. Конечно, приятно было увидеть свой город шестидесятых годов, вспомнить самого Василия Макаровича — дядю Васю.

Сюжетов снималось много и разных, хотя при монтаже не все они вошли в фильм. Эпизод с гусями снимали в переулке у тогдашнего технологического техникума - теперь это историко-филологический факультет пединститута. Не знаю, почему Василий Макарович выбрал это место. Переулок короткий и тесный, рядом речка Улалушка, в то время еще полноводная (в некоторых местах можно было купать коней – теперь даже представить трудно).

Очень многие тогда держали уток и гусей, в переулках и на улицах паслись целые стаи – у нас в городе их называли табунами. Теперь можно день ходить и не встретить ни гусей, ни уток у частных домов. То ли хозяйки боятся (передавят), то ли отвыкли уже от живности в подворьях. А в те годы это было яркой приметой Горно-Алтайска… Гусь – птица красивая и смелая. И каждый пацан знал: это не собачонка, его ничем не испугаешь, и уж если в одиночестве встретился с табуном, то лучше его обойти соседней улицей или огородами.

Вот табун гусей и выбрал Василий Макарович в этом переулке. У старой конторы, у ворот ВДП, установили камеры, софиты, все хозяйство для съемок. Рядом куча березовых бревен, и мы, мальчишки, все на ней. Как же, кино снимают в нашем «краю», на нашей ребячьей территории, и мы тут хозяева.

Сюжет снимался такой. На дороге лужа, в луже - табун гусей, из переулка выруливает ГАЗ-51 Пашки Колокольникова, въезжает в лужу. Из-под колес брызги, a перепуганные гуси, распустив крылья, устремляются на обочину. Василий Макарович, наверно, договорился насчет гусей, потому что никакого скандала не было. Так-то не всякая хозяйка гусей позволит под машину-то. Народу собиралось много - стояли и смотрели. А мы, пацаны, работали с утра до обеда, пока не заканчивались съемки

Выглядело это так. После каждого дубля машина с Леонидом Куравлевым, игравшим Пашку, уезжала, и гусей надо было вернуть в лужу. Вот мы, и я в том числе, с прутьями в руках заворачивали по-настоящему перепуганный табун, а потом караулили, чтобы гуси не вылезли из лужи раньше времени. Ждали сигнала: как только пойдет машина, дядя Вася свистнет пронзительно, и мы разбегаемся врассыпную.

Сидел он не в шезлонге под зонтиком, а на «наших» бревнах, командовал съемкой, успевая и с ребятней общаться. То кого пальцем в бок ткнет (гляди веселей), то утешит оплошавшего перед гусаком, шутку отпустит... Верно о нем пишут, что он излучал доброту.

Если чья-то мать звала своего сына, чтобы не путался под ногами, дядя Вася начинал убеждать, что он нам не мешает и что ему без нас - как без рук. Все заканчивалось шутками, смехом — это он умел как никто другой.

В фильм о Пашке Колокольникове тот сюжет не вошел, но гуси все-таки есть. Если кто помнит, Пашкин «газик» въезжает в реку, а из реки гордо и независимо выходит табун гусей, усаживается на гальку у берега. Это снималось на реке Майме в районе плодопитомника.

Помню, как шла работа еще над одним сюжетом: по дороге идет все тот же ГАЗ-51, а обочиной бежит белобрысый пацан в рубашонке простенькой, босиком, и катит обод. Это была у нас в детстве забава такая - катать велосипедный обод без резины и без спиц. Гоняли наперегонки, кто дальше, и чтоб обод не уронить... После каждого дубля дядя Вася снова и снова просил кого-то из пацанов, и каждый с великим удовольствием готов был катать этот обод хоть неделю.

Тогдашние подростки, мы не задумывались, что когда-нибудь будем с гордостью вспоминать те события. Были просто соучастниками дел дяди Васи. Видели его простоту, доступность. Посмотреть, как снимаются фильмы, приходило много народу. И никогда не было, чтобы он кому-то сказал: не мешай, мол, отойди или еще как-то. После мне приходилось видеть других режиссёров, которым все вокруг мешает, все не так, у которых все на нервах. Где уж заговорить с любопытными из толпы — надменность и высокомерие так и выпирают из них наружу. А Шукшин после тех съемок остался для нас навсегда дядей Васей, общавшимся, кажется, больше с посторонними людьми, чем со съёмочной группой. Так и вижу: в сапогах, брюки навыпуск, вот он о чем-то расспрашивает обступивших его мужиков и баб. Или что-то рассказывает, пересыпая речь шутками. Или курит с мужиками, ведущими степенную беседу. Такой понятный, свой - без подделки.

Г. Зяблицкий. Горно-Алтайск».