Уважаемые читатели, а вы помните значение слов «избач», «изба-читальня» или «народный дом»?
Давайте вспомним вместе, тем более что повод очень значимый - сегодня, 18 сентября 2024 года, исполняется 100 лет со дня выхода специального циркуляра ВЦИК и СНК РСФСР «Об укреплении изб-читален».
(Циркуляр ВЦИК от 18/IX 1924 г.)
Политико-просветительная работа в деревне должна занять виднейшее место во всей нашей советской работе! Все органы власти Союза ставят эту задачу как насущнейшую. Вместе с тем внимание, уделяемое местным политико-просветительным организациям, чрезвычайно ничтожно.
Особое значение в данный момент приобретает иэба-читальня, которая должна стать всюду центром всей политико-просветительной работы в деревне, и ей надо уделить как можно больше забот. Эго не всегда наблюдается. Вместо того, чтобы создать для избы-читальни лучшие условия, ей предоставляют непригодные помещения, в волостном бюджете совсем не учитываются расходы на политико-просветительные нужды.
«Такому отношению к этой важнейшей области работы пора положить конец. Президиум ВЦИК, обращая внимание на это, предлагает:
1. Озаботиться включением в уездный бюджет расходов по содержанию заведующих волостными избами-читальнями (неукрупненного масштаба), волостных библиотекарей и ликвидаторов неграмотности, а в волостной бюджет - содержание волостного политпросвет-организатора.
2. Выделить средства для снабжения изб-читален необходимой литературой (на губернский и уездный бюджет) и на хозяйственные расходы по избам-читальням: отопление, освещение, обслуживание (по волостному бюджету).
3. Предоставить для политико-просветительной работы вполне пригодные помещения под избы-читальни.
4. Наряду с оказанием культработникам в деревне (в частности избачам) всяческого содействия в их работе - волостным исполнительным комитетам и сельским советам самим надлежит принять активное участие в политико-просветительной работе, путем вхождения в волостной политико-просветительный комитет, в совет избы-читальни, путем непосредственного участия в справочной работе и пр.
5. Создать необходимые условия для втягивания в политпросветработу всех культурных сил, имеющихся в деревне (учительство, сельскохозяйственные специалисты, врачи, ветеринары и т. д.).
6. Предоставить избам-читальням в их текущей работе вое средства и возможности, от которых зависит выполнение плана работы, средств передвижения и т. д.
7. По примеру массовых учреждений по социальному воспитанию и профессиональному образованию, политико-просветительные учреждения деревни (избы-читальни, ликпункты, волбиблиоге-ки, передвижки и др.) ни в коем случае не должны сокращаться, и все меры должны быть приняты к тому, чтобы сеть изб-читален была доведена до размеров одной на неукрупненную волость, а сеть ликпунктов увеличена в соответствии с планом ликвидации безграмотности на 1924/25 год.
Еще раз подтверждая особую важность политпросветработы в деревне в настоящий момент, президиум ВЦИК призывает к максимальному напряжению сил и внимания на развитие и укрепление этой отрасли работы".
Избы-читальни появились в деревнях еще в XIX веке, однако широкое распространение получили в начале 20-х годов XX века, в первые годы советской власти. Некоторые избу-читальню той поры воспринимают как примитивную форму библиотеки, но это неправильно. В этот исторический период она являлась ни много ни мало центром культурно-просветительской работы в сельской местности. Заведующий избой-читальней назывался «избачом». Деревенский избач - это не только зав. библиотекой, но и культработник, просветитель, организатор. Они ходили по дворам, посещали полевые станы, фермы и лесозаготовки, приглашая людей провести вечер в их учреждении.
В задачи деятельности изб-читален входили следующие направления: советское и колхозное строительство, хозяйственно-политические кампании, общественная работа в деревне, а также кооперативная, естественно-научная и антирелигиозная пропаганда, санитарно-гигиеническое просвещение, физкультура и новый быт, революционные праздники и годовщины, и другие.
Например, в Горном Алтае в 1920–1921 гг. была открыта 21 изба-читальня. Однако из-за отсутствия средств на их содержание к 1924 г. осталось десять изб-читален. В результате принятых мер в течение 1924–1925 гг. политпросветработа была сосредоточена уже в 16 избах-читальнях и народных домах, состоявших на областном бюджете, и в 22-х на средства местных Советов. За первую пятилетку число изб-читален увеличилось с 54 до 85, а изб-читален, обслуживающих алтайское население, - с 18 до 44.
(Об этом можно узнать из книги: «Кочевники Горного Алтая в условиях социальных и экономических преобразований в России (вторая половина XVIII – середина ХХ вв.» / отв. ред. Н. В. Екеев; БНУ РА «НИИ алтаистики им. С.С. Суразакова». – Горно-Алтайск, 2020. – 472 с., которая имеется в фонде нашей библиотеки).
Избы-читальни сыграли свою роль в ликвидации неграмотности у селян и приобщении их к знаниям, литературе и культуре. Постепенно, по мере выполнения своих функций образования и просвещения сельского населения, они утратили своё значение и к началу 1960-х почти повсеместно были переформатированы в сельские клубы, дома культуры и библиотеки.
Об опыте работы изб-читален в СССР вы можете прочитать и в электронном читальном зале Президентской библиотеки.