89 лет назад, 18 августа 1935 года, был торжественно открыт первый аэродром Горного Алтая и воздушная линия Ойрот-Тура — Новосибирск.


В июне 1935 года Западно-Сибирское управление Аэрофлота приступило к изыскательным работам по освоению новой воздушной линии Новосибирск - Ойрот-Тура. Новая линия должна пройти через Барнаул и Бийск. Длина этой линии - 450 километров. Путь от Новосибирска до Ойрот-Туры должен был занять максимум 2,5 часа.

На землях Ойрот-Туринского аймака в это же время устраивается аэродром. Это в 15 километрах от Ойрот-Туры, в районе нынешнего моста на село Платово. В то время моста ещё не было, и через Катунь ходил паром.

25 июля секретарь Обкома ВКП (б) т. Хабаров вылетел в Новосибирск на пленум Крайкома ВКП (б). Времени на перелёт в Новосибирск и обратно в область было затрачено 7 часов.

Рабочие областной типографии имени Клары Цеткин и работники редакций областных газет на укрепление дела авиации, на строительство аэроклубов и развитие массового аэроспорта по подписным листам собрали 406 руб. Они выделили лучших своих ударников - рабочих Попова, Кобусова, Кошкарову и Эдокова для участия в полёте на самолётах...

Это событие широко освещала в нескольких номерах газета «Красная Ойротия».

Так, в номере субботнего выпуска газеты от 17 августа сообщалось о подготовке г. Ойрот-Тура к дню авиации.


Город готовится к дню авиации

«Празднование дня авиации совпадает с открытием воздушной линии Ойрот-Тура — Новосибирск. Это величайшее событие в истории Ойротии.

Только коммунистическая партия, превратившая Ойротию из угнетенной царской колонии в социалистическую область Советского Союза, дала возможность ойротам культурно жить, оснащивать передовой техникой свой родной край.

На колхозных полях Ойротии гудят тракторы. А раньше батраки-ойроты ковыряли абылом ненавистную байскую землю… Теперь сотни автомобилей идут по шоссейным дорогам. А раньше тонули возы в дорожной грязи, карабкались ойроты по скалистым и опасным надбомным тропам. Раньше, может быть, только в сказке слышал ойрот о человеке, летающем в воздухе.

А нынче, на днях, полетит ойрот на могучей стальной советской птице…

Коллективы города Ойрот-Тура готовятся к празднованию дня авиации и открытию воздушного сообщения с краем.

10 августа облпрофсоветом было проведено совещание с руководителями городских месткомов, объявлен им план празднования дня авиации и мероприятий по подготовке к празднику.

16 августа вечером проводятся коллективные собрания на производствах и по учреждениям, где будут заслушаны доклады о значении дня авиации в нашей стране.

18 августа, с восьми часов утра, открывается массовый выезд трудящихся на аэродром. По предварительным сведениям, желающих выехать из Ойрот-Тура на открытие авиапорта, насчитывается до 2000 человек. Проезд от города до аэродрома будет организован по удешевленным ценам: в открытой автомашине - 50 копеек, в закрытой - один рубль (в один конец).

На аэродроме будет проведен митинг, посвященный дню авиации и открытию воздушной линии: Ойрот-Тура — Новосибирск, после чего откроется массовое празднество.

Облпрофсоветом выдвинуто из коллективов города 55 лучших ударников для бесплатных полетов на аэропланах.

К счастливцам, имеющим право совершить воздушную прогулку, относятся: плотник горстроя т. Аникин (ежедневно норма выработки 160 процентов), переплетчик типографии имени Клары Цеткин тов. Попов — ударник, комсомолка-наборщица Кошкарова Люба, старый рабочий печатник тов. Кобусов, директор полной средней школы тов. Барков, ударница-врач тов. Поварнина, молодой писатель-журналист тов. Эдоков Иван.

Предстоящие прогулки на самолетах возбудили живейший интерес у трудящихся. Во многих коллективах (горпредприятия, кирпичстрой) развернулось соревнование между ударниками за почетное право полетов на аэроплане.

По сравнению с городскими коллективами, аймачные профорганизации значительно отстают в подготовке к дню авиации.

Например, коллективы села Мичурино (Ойрот-Туричнский аймак) на сегодня к празднику не готовы.

День авиации — большой исторический день в нашей стране. Трудящиеся с радостью встречают праздник советского воздушного флота, имеющего таких отважных, славных летчиков-героев».



И вот 18 августа 1935 года, в День авиации, торжественно открыт первый аэродром Горного Алтая и воздушная линия Ойрот-Тура - Новосибирск! «Народный праздник» - под таким названием в
«Красной Ойротии» в номере от 21 августа 1935 г. вышел подробный материал о прошедшем празднике.


Народный праздник

Утро дышит свежестью. Из города, мимо золотых хлебных суслонов, катятся шумные авто.

Ойрот-туринцы всех возрастов, квалификаций, профессий, мчатся праздновать день авиации.

Все ближе-ближе конечный пункт массового выезда. На левом берегу Катуни притаилось село, а на правом — раскинулась долина, ровная, чистая, как столешница, покрытая зелёной скатертью. Это — аэродром. И давно на нем поджидает гостей изящная серебристая птица — самолет АИР-6.

***

Разгорается народный праздник. Коллективы города рассыпались по равнине. Колхозники, приехавшие на подводах, расположились живописным табором.

Ларьки потребсоюза, горкоопита соблазнительно выставили товары. Жарко — большой спрос на квас и морс…

Гул голосов. Звенят балалайки, заливаются гармоники. Молодежь парами кружится в танце.

А проворные авто подбегают один за другим. Новые сотни хорошо одетых, празднично настроенных гостей рассыпаются по площади.

***

Гремит оркестр. Но пары не танцуют — тысячи глаз устремлены на аэродром. Завывает пропеллер — самолет дрожит. Вот он мчится, слегка подпрыгивает, легко отделяется от земли и — выше — выше — взмывает в воздух, тонет в небесной лазури. А на площади — гул изумления, восхищения.

Самолет, пилотируемый начальником воздушного отряда товарищем Дрыгиным, умчался к Ойрот-Тура. Над городом, совхозом, селом Соузга сбрасываются листовки.

Самолет возвращается, кружит над площадью. В воздухе чайками вьются листовки. Их подбирают нарасхват, читают одиночно и в группах. Седой колхозник, усевшись на телеге, медленно, точно врубая каждое слово, читает землякам: «В этом году мы встречаем день авиации на своем Ойротском аэродроме…». Его внимательно, сосредоточенно слушают.

12 часов. Праздник вступает в свои права. Вокруг пунцовой трибуны — около 5000 участников празднества.

Митинг, посвященный дню авиации, открывает зав. отделом культуры и пропаганды ленинизма обкома ВКП(б) товарищ Бенцман.

С приветственной речью выступает секретарь обкома тов. Пьянков. Его слова: «… большевики умеют завоевывать и воздух…» — вызывают восторженные аплодисменты трудящихся Ойротии.

Зам. председателя облисполкома т. Романов поздравляет трудящихся с открытием воздушной почтово-пассажирской линии Ойрот-Тура — Новосибирск, говорит о достижениях авиации в нашей стране.

С приветствием от ойротского комсомола выступает секретарь ОК ВЛКСМ т. Эмекчинов. Он призывает к сбору средств на постройку самолета «Красная Ойротия», на постройку аэроклуба.

Начальник воздушного отряда т. Дрыгин говорит о победах красной авиации, о применение самолётов в сельском хозяйстве.

На трибуне — колхозник из сельхозартели «Красные орлы» (Бирюлинский сельсовет) т. Софронов.

— Наш колхоз взял на себя обязательства досрочно выполнить планы всех сельскохозяйственных кампаний. Косовицу хлебов мы закончили к 10 августа. Досрочно выполним план хлебосдачи государству.

Коллективы провожают аплодисментами ударника полей.

***

Над лугом стрекозам мелькают авиамодели. Кружок планеристов показывает свое искусство.

Вдали — на аэродроме — шеренга ударников из городских коллективов и колхозов. Они сейчас будут кататься на аэроплане.

Самолет, управляемый т. Дрыгиным, взмывает в синеву с первой парой ударников.

Тов. Сюлекову Варвару окружили колхозники, студенты совпартшколы.

— Ну, как? Страшно?

— Ну что вы! — сияют восторгом глаза ойротки. — Всю жизнь я бы так летала! Хорошо! Смотришь вниз — вся площадь, как ковер. А Катунь смешная-смешная, кажется тоненькой серебряной ниткой… Колхоз «Горный пахарь» (Эликманарский аймак) послал меня летать за то, что я связываю в день по 600 снопов. После этого я буду связывать еще больше. Я так благодарна!

Возбужденные, улыбаясь, идут т. т. Мазунин и Вороной. Первый — плотник горстроя, ежедневно выполняет норму на 160 процентов. Второй — слесарь кооптранса, ударник, неоднократно премирован за хорошее выполнение заданий.

— Ну, ребята, — счастливо улыбается т. Вороной, — до 40 лет дожил, а летать доводилось только во сне. Проснешься, и станет жаль хороший сон. А сейчас даже не верится — летал я на яву. Ну, спасибо нашей партии, нашему коллективу!

— Мне хотелось петь, — говорит т. Мазунин, — никакими словами не перескажешь, что я испытывал при полете. Летчик славный, внимательный и смелый. Очень я доволен и праздником и своим полетом. Все запишу и оставлю своим детям. Пусть знают, как их отец летал по воздуху, пусть знают, что лучше советских летчиков, о которых так заботится наш родной товарищ Сталин, лучше советских самолетов нет в мире.

Хорошо сделает товарищ Мазунин! Его дети вырастут, и когда буду смотреть на стаи могучих самолетов, реющих над городами и заводами социалистической Ойротии, вспомнят день, в который коммунистическая партия впервые заложила фундамент воздухоплавания на земле трудящихся ойротов…»



С 20 августа 1935 года началось регулярное воздушное пассажирское сообщение между Новосибирском и Ойрот-Турой. На линии ежедневно работали два первоклассных пассажирских самолета АИР-6 под управлением известных летчиков Западной Сибири тов. Рудницкого и тов. Котельникова. Самолёты были изящно отделаны, имели удобные закрытые кабины для двух пассажиров, место для груза и почты.Расстояние до Новосибирска покрывалась за три летных часа. Стоимость билета до Барнаула была 60 руб., до Новосибирска — 130 руб.


Источники:
Е. Давний. «Город готовится к дню авиации». - Красная Ойротия. - №112. - 17 августа 1935 г.
Е. Давний. «Народный праздник». - Красная Ойротия. - №114. - 21 августа 1935 г.