К 155-летию ученого-этнографа, композитора, известного алтаеведа  Андрея Викторовича Анохина, имя которого носит Национальный музей Республики Алтай, в газете «Звезда Алтая» от 17 июля 2024 года  вышел материал, подготовленный научным сотрудником Национальной библиотеки Т.П. Шастиной.


Анохин, большой друг Г.И. Чорос-Гуркина, в раннесоветскую много сил отдал воспитанию подрастающего поколения. С 1 сентября 1921-го он работал в Барнауле в Алтайской губернской школе имени III Интернационала, относившейся к системе опытно-показательных учреждений Наркомпроса РСФСР, создававшихся для разработки новых форм и методов обучения и воспитания и внедрения их в практику массовой школы. Краеведение было одной из таких форм. Неоднократно с учащимися школы А.В. Анохин выезжал в Горный Алтай. О такой экспедиции 1923 года читайте в статье директора школы имени III Интернационала А. Красноусова.

 

Экспедиция Барнаульской школы III Коминтерна в Горный Алтай

Подготовка

Зимние кабинетные занятия заканчиваются. Начинается работа по подготовке Алтайской экспедиции. Школа имеет опыт прошлого года. Необходимы средства. На страницах газеты открываем кампанию. В школьную выставку включаем отдел изучения Алтая.

Веселой гурьбой врываются ребята на Губернскую партийную конференцию, ставя здесь «живую газету», рассказывают о том, как в прошлом году пешком с котомками за плечами они прошли 300 верст, питаясь кашей, хлебом.

Говорят о том, с каким восторгом они работали в этом удивительном крае, где еще сохранились остатки первобытной культуры, где блещет яркими цветами природа и бегут говорливые реки. В наши задачи, говорят они, входит изучать природу края, быт населения, научиться самостоятельно работать.

Мы не боимся никаких трудностей. Нам необходимы небольшие суммы для научного оборудования экспедиции. Окажите нам поддержку.

Вслед за докладом звучат дикие алтайские и монгольские мелодии нашего хора. Мы одержали победу.

Председатель Бийского исполкома тов. Правда здесь же делает первый взнос в 3 000 рублей. «Очередь за другими организациями», - говорит он. Через несколько дней мы получаем от Губисполкома на научное оборудование экспедиции 10 000 рублей, Кустпромсоюз дает 500 рублей.

Дело сделано. Начинаем закупать палатки, приборы по метеорологии, материалы для составления энтомологических, орнитологических и ботанических коллекций. Вступаем в переписку с Ойратским областным исполнительным комитетом, управляющим Горным Алтаем. Предлагаем ему свои услуги. Что мы можем дать:

1) наши учителя проведут в этом малокультурном крае учительские самокурсы;

2) мы откроем выставку по реформе школы;

3) наши старшие школьники самостоятельно организуют и проведут партийную школу-передвижку для местных работников.

«Дайте нам взамен возможность увезти наш багаж от Бийска до селения Чемала (165 верст). Сами пойдем пешком. Дайте приют».

Ойратский исполком внимательно отнесся к нашему предложению и сообщил, что он вышлет пять подвод в Бийск. Еще очередная победа. Нужны деньги на покупку билетов на пароход от Барнаула до Бийска. Лихорадочно подготавливаем концерт в местном театре. Ставим оперный отрывок нашего учителя, сибирского композитора А.В. Анохина, пятнадцать лет проработавшего по изучению Алтая. Отрывок этот - «Эрлик» рисует представление о преисподней, господствующие среди алтайцев-шаманистов. Знакомим публику с азиатскими мелодиями, читаем творчество наших учеников, посвященное горному Алтаю. Получаем часть суммы, необходимую для покупки билетов. В остальном ГубОНО идет нам на помощь. Итак, проезд обеспечен.

Состав

В состав экспедиции входят двое учащихся 6-й группы и 30 человек школьников 7-й и 8-й групп. Руководителями избраны: 1) заведующий школой А.М. Красноусов - культурная работа экспедиции и общая организация её; 2) А.Г. Парамонов - работа по естествознанию и 3) А.В. Анохин - работа по этнографии и антропологии.

Учащиеся разбиваются на отряды ботаников, энтомологов, орнитологов, этнографов, культурников. Каждый отряд намечает программу работы, подготовляет необходимые материалы.

С живым усердием ребята-культурники составляют план организации живых газет по пути, план школы-передвижки и концертов. Часть из них подготовляет школьную выставку.

Ботаники усиленно занимаются систематикой, орнитологи учатся препарировать птиц.

Бюро экспедиции в составе представителей от отрядов и заведующего экспедицией обсуждает вопросы питания и передвижения. С интернами дело обстоит хорошо: у них имеется госпаек. Остальные участники, едущие за свой счет, экономят кусочки с тем, чтобы в результате получить необходимую сумму, дающую возможность питаться на Алтае. Заведующий экспедицией выезжает вперед, заготавливает на месте хлеб и мясо.

Веселым отрядом 25 мая экспедиция на пароходе «Жорес» отправляется в Бийск. Прощаемся с нашими товарищами, остающимися в Барнауле. Они завидуют нам. Но их утешает мысль, что на будущий год их очередь ехать на Алтай. Кроме того, ведь у них летом будет тоже интересная работа: они создадут трудовую колонию, часть из них поедут на Всероссийскую сельскохозяйственную выставку. Малыши будут работать в своих летних клубах.

В Бийск приехали. Все обстоит хорошо. Подводы поданы. Немедленно нагружаем багаж и часть ребят отправляем на Алтай. Остальные послезавтра в Рабочем дворце ставят вечер алтайской музыки. Перед этим мы провели кое-какую работу в бийских школах имени III Коминтерна и Луначарского.

С американской быстротой создаем хор в 150 человек. Наш школьный оркестр страдает от отсутствия скрипачей. Местные халтурщики-музыканты пользуются случаем и норовят основательно ободрать нас. На выручку приходят бийские учителя. Не беда, что они плохие скрипачи. Те 48 часов, которые нам остались до концерта, проходят в лихорадочных репетициях. Задача нашего концерта - популяризовать богатый, своеобразный край, рассказать про наши цели и собрать необходимую сумму денег. Большой зал Рабочего дворца заполняется. Идет «Эрлик», звучат сюита «Хан-Алтай», монгольские мелодии. Материальный успех обеспечен. Выручили 3 000 рублей.

Есть чем заплатить за переправу, возможно, улучшить питание по дороге.

28 мая пешком отправляемся по направлению к Улале (35 верст). Босиком, с небольшим запасом продуктов, перебрасываемся шутками - экспедиция продвигается.

Погода стоит великолепная: сочная зелень, яркие цветы, голубое алтайское небо, легкие силуэты гор впереди. Красавица Катунь со своей мутно-белой водой - все бодрит нас. Дорога не кажется тяжелой. Печет солнце. Середина дня - от него прячемся в перелесках. Купаемся по дороге. Вот и Улала. Наш обоз прибыл. Нас ждут.

Культурники и музыканты снова начинают работать. Пополняем наш хор местными любителями и в центре Ойратской области ставим вечер алтайской музыки. Отношение к нам теплое.

Отдохнув два дня, отправляемся в Чемал. Выше горы, извилистее и разнообразнее дорога, черемуха в полном цвету. Попадаются алтайские аилы. Говорливо бегут реки.

В Чемале

Наконец мы прибыли. Располагаемся в здании школы. Моем, чистим и убираем. Организуем кухню и первый раз после двухнедельной дороги едим горячую пищу. Несколько дней - полный отдых.

Несчастье. Один из наших товарищей - Федя Осипов - утонул, купаясь в Катуни. Это омрачило первые дни пребывания в Чемале. Жалко мальчика. Он был прекрасным товарищем и вождем пионерского движения в школе. Выносим постановление не плавать в этой опасной, бурной, холодной реке.

Начинаются учительские самокурсы. Развертываем школьную выставку. Культурники приступают к организации партийной школы. Параллельно с этим отдельные отряды начинают работать. Намечены кроме индивидуальных экскурсий коллективные экскурсии в Уажан для описания тоя (алтайской свадьбы) и камлания. Предположены, кроме того, экскурсии в Каракол (высокогорное озеро) с белком (вершиной, покрытой снегом), на вершину Аноса - в центр шаманистов с их своеобразным бытом, на Чемальские белки, отстоящие от Чемала в 65 верстах, с целью сделать ботаническую съемку альпийской и субальпийской растительности.

В настоящем кратком очерке мы не имеем возможности подробно описать эти чрезвычайно интересные путешествия. Какая масса впечатлений и материалов! Следует отметить, что некоторые экскурсии были чрезвычайно трудны. Приходилось бродить босиком через бурные реки. Десятки верст проходить ежедневно, ночевать в амбарах. Мы думаем, что мы издадим подробное описание каждой из этих экскурсий. Теперь же перейдем к общей сводке того, что нам удалось сделать.

Культурники

Как уже упоминалось, наши культурники в Барнауле, Бийске, Улале и Чемале организовали ряд спектаклей, развернули школьную выставку, «живую газету» на курсах, провели школу-передвижку. В этом помимо специального бюро культурников принимали участие все работники экспедиции. Особенность нашей школы заключается в том, что мы, сообщая методы усвоения знаний и самые знания, всегда стараемся добиться того, чтобы они не были мертвым кладом, а распространялись в жизнь, в учительскую массу.

Этнографы

Отряд этнографов состоял из 14 - 15 человек. Работали они совершенно самостоятельно. В затруднительных случаях обращались к помощи Анохина. Каждому из них помимо общих работ была дана определенная тема, которую он обязывался в течение лета самостоятельно проработать, проиллюстрировав рисунками. Двое учащихся, которых мы считаем своими художниками, должны были по определенному плану вести зарисовки предметов материального быта. Часть из учащихся немного говорила по-алтайски. Нам удалось познакомиться с одной девушкой-алтайкой, знающей русский язык, удалось собрать следующие материалы.

Фольклор

1) Сказки из мира животных, птиц и насекомых. Особенного внимания заслуживают сказки о «Тельбегене» - семиглавом людоеде, «Пашпараке» - как произошли люди от медведя, как люди стали разводить скот, лошадей и коров.

2) Колыбельные песни. Они проникнуты у алтайцев теплой нежностью и любовью к детям. В них совершенно отсутствует ругань на детей, даже такая невинная, как, например, в русских песнях «Баю-баюшки-баю, колотушек надаю».

3) Детские игры. Все они по своему содержанию просты, но оригинальны, некоторые сопровождаются песнями. Среди игр мы записали игры мифического характера, например игра в «Буру» (Бура - бог грома).

4) Загадки. Содержанием своим они касаются окружающей природы и предметов материального быта. У алтайцев загадка является достоянием детской игры. Загадывание и отгадывание загадок происходит в кругу большой группы детей. Не отгадавший девять загадок в дальнейшем подвергается насмешкам, рисующим его в самых непривлекательных красках с той целью, чтобы уязвить самолюбие. Из массы загадок в качестве примеров приведем следующие:

«Наступлю на лестницу, попаду в яму» (седло);

«На льду рассыпалась пшеница» (звезды);

«Черную веревку отца моего не могу свить» (дорога);

«На веревке задавился медведь» (пуговица) и т.д…

5) Песни, разные по содержанию: лирические, бытовые, обрядовые, с закрепленным текстом, а также очень интересные песни-импровизации, которые сочиняются по разному поводу. Песни полемического характера, существующие среди азиатских племен.

6) Удалось записать силами ребят мелодии песен, примитивные по содержанию, но имеющие специфические особенности, например фиоритуры, мелодии шаманских призываний.

7) Исторические рассказы об Ойрот-хане, киргизском полководце Кочкорбое, об Эрельгее и других. Рассказы об умерших шаманах, имеющие прямое отношение к культу поклонения предкам, сохранившемуся до настоящего времени на Алтае.

8) Призывания (молитвы) шаманов.

9) Рассказы о происхождении племен, населяющих Алтай, от зверей, птиц, из скал - материал, говорящий о присутствии в религиозных верованиях алтайцев тотемизма.

10) Сатиры на племена, обитающие на Алтае.

Материальная культура

1) Описаны разновидные жилища Чемальского района: инородческая юрта, деревянная, конусообразная юрта, обычный дом с подробным измерением.

2) Способы выработки кожи, звериных шкур. Состав для выработки.

3) Способы передвижения на Алтае.

4) Состав инородческой семьи.

5) Обычные имущественные права членов семьи. Левират (обычай, когда младший брат (или родственник) после смерти старшего брата берет его жену). Подробно описан свадебный обряд, еще до сих пор сохранивший остатки «брака-умычки» и «брака купли-продажи».

6) Собраны и зарисованы орнаменты по дереву, железу и коже. При этом мы наблюдали преобладающие орнаменты геометрического характера над животным и растительным. Удалось собрать 200 рисунков предметов материальной культуры. Положено начало этнографическому музею в нашей школе.

7) Антропологи. Обследовано 100 человек чистых инородцев и метисов трех племен: «алтай-кижи», «туба-кижи» и «майма-кижи». В работе по этнографии  школьники еще зимой наметили несколько отделов, пользуясь статьей профессора Богораз. В дальнейшем по каждому отделу (по собственному желанию) выделялась отдельная группа учащихся. Она тщательно и детально ознакомилась с сущностью своей программы еще на месте, в Барнауле. При этом некоторым пришлось кроме самой программы практически знакомиться с процессом самой работы, например с транскрипцией алтайского языка, с фиоритурами алтайских мелодий и с точной записью алтайских слов. Это было сделано для того, чтобы избежать таких ошибок в орфографии инородческих слов, которые встречаются у прежних исследователей Алтая: Потанина, Адрианова, Клеменца, Вербицкого и других. На месте в период самой работы руководитель отыскивал среди населения песенников, старушек и стариков, знающих рассказы о своей старине, шаманах, указывал те или другие предметы, имеющие этнографический интерес, и посылал туда ту или иную группу.

Работа совершалась планомерно в пределах этнографических задач, т.е. записывать, зарисовывать нужно так, как слышат и видят. Тщательно избегать вносить поправки в тот или другой материал и в том случае, когда они налицо видят логическое противоречие. Все записи в тот же день, если представлялась к тому возможность, контролировались руководителем совместно с группой. Алтайский текст переводился на русский язык. Через неделю на общем собрании один из группы давал общий отчет о ходе работы и отмечал те или другие особенности, которые встречались в собранном материале. Тут же делались всеми присутствующими соответствующие указания для дальнейшей работы и поправлялись ошибки в самой работе, происходящие от неопытности и отсутствия навыка у работающих.

Естественники

В области изучения природы работа этого лета отличалась от прошлогодней работы тем, что были намечены некоторые специальные задания и в противоположность прошлогодней экспедиции на животный мир было обращено больше внимания, чем на растительный.

По ботанике учащиеся были предоставлены своим собственным силам, так как руководитель-естественник, исправляя односторонность прежнего исследования Алтая, направил свое внимание на мир насекомых. Тем не менее под руководством двоих учеников 8-й группы на вершинах Каракола и Чемала у снегов были собраны несколько десятков представителей альпийской флоры, не вошедшей в гербарий прошлого года; пополнен гербарий злаками и папоротниками; собрано большое количество лишайников альпийских, субальпийских и более низких местностей. По предложению В.И. Верещагина собрана (в спирте) коллекция частей растений с тлями, около 30 видов, в том числе со всех (5) видов хвойных деревьев; эта коллекция отправлена в Академию наук.

Также собраны поврежденные листья и другие части растений (гербарий и спиртовые препараты) с их вредителями. Общий гербарий не собирался, так как не было учащихся, знающих достаточно прошлогодние сборы, чтобы не собирать снова старого материала. Два указанных ученика, обрабатывающие прошлогодний гербарий, были заняты специальными задачами.

Человек восемь собирали преимущественно насекомых, особенно жуков, бабочек, прямокрылых и перепончатокрылых. Работа была разделена по отрядам и была проведена приемами, указанными еще в Барнауле специалистом-энтомологом Роддом. Собрано несколько тысяч насекомых. Беглый осмотр специалиста, много лет работающего в нашем краю, главным образом по жукам и бабочкам, открыл среди собранных жуков неизвестные ему виды, но насколько они редки или новы, мы еще не знаем. Бабочки еще не осмотрены. Кобылки и кузнечики собирались по поручению специалиста по борьбе с кобылкой и еще не переданы. Перепончатокрылые, а также отчасти двукрылые до сих пор ждут своих специалистов, которых в России нет, так что в этой области может быть многое интересно и ново. Собирание насекомых и растений сопровождалось изучением биологических явлений (приспособленности, сожительства, паразитизма, мимикрии и т.п.). В этом году мы впервые собрали коллекцию птичьих шкурок под руководством опытного чучельщика, но понесенные расходы мало оправдались: во-первых, из работавших попали в экспедицию немногие, во-вторых, не научились как следует обрабатывать шкурки мелких птичек, в-третьих, не могли достать мелкой дроби. Много убитых птичек, особенно высокогорных местностей, пропали, будучи изорваны выстрелами. Из нескольких десятков шкурок три - четыре альпийских вида представляют интерес для местных охотников. В банках со спиртом привезли змей и много видов жуков.

Как раньше, все время пребывания в Чемале мы вели метеорологические наблюдения и составили общую сводку - пока в виде графической таблицы. В отдельных экскурсиях - в начале июня на вершине Каракола и в начале июля к истокам Чемала - также производились наблюдения над элементами погоды с целью определить высоты этих белков. По минералогии и геологии сборов не делали, так как не имели ни опыта, ни руководств.

Как на новое следует указать на небольшую работу по сельскохозяйственному обследованию согласно программе, данной губернским агрономом. Одна из учениц, жительница Горного Алтая, обследовала по этой программе два селения. Само собой разумеется, что привезенный нами сырой материал мы почти не начинали обрабатывать, обработка его займет больше года.

В общем, материал собран в большом количестве и более разнообразный и интересный, чем в прошлую экспедицию, что объясняется и лучшим оборудованием, и опытом прошлого.

Чтобы избежать узкой специализации, мы устраивали общие собрания работников экспедиции, на которых каждая секция делала свой доклад, сопровождая его иллюстрациями.

В конце августа мы пешком отправились в Бийск и наконец прибыли в Барнаул. Ребята загорели, возмужали и окрепли.

Трудности переходов, лишения закалили их, приучили проявлять настойчивость и энергию, преодолевать всякие препятствия.

Все время работы у нас был тесный, сплоченный рабочий коллектив. В конце мы сжились настолько, что стали представлять собой дружную семью. Все наши переживания мы заносили в коллективный дневник. На будущий год - опять в горы. Там так много работы!

А. Красноусов

Приводим как образец работ сказку, записанную одним из учащихся от 8-летнего мальчика-алтайца в ауле Уожан  Чемальского района:

Боярка и воробей

Сел воробей на боярку. Боярка уколола его. Воробей рассердился и говорит:

«Пойду пошлю на тебя козу, пусть она съест тебя».

Прилетел к козе и говорит:

«Коза, коза, иди съешь боярку за то, что она уколола меня».

«Мне не до боярок, - отвечала коза, - тут траву не могу поесть».

Рассердился воробей и говорит:

«Пошлю на тебя волков. Пусть съедят тебя».

Прилетел к волку.

«Волк, волк, иди съешь козу».

«Мне жеребят не переесть».

Полетел воробей дальше. Увидел ребят с ружьями и говорит:

«Ребята, ребята, идите убейте волка».

«У нас ружья не годятся», - отвечают ему ребята.

Рассердился воробей и полетел дальше. Увидел старика и говорит ему:

«Старик, старик, иди почини ружья у ребят, чтобы волков бить».

«Нет, - говорит старик, - мне нужно сырчик караулить, чтобы мыши не съели его».

Полетел воробей к мышам.

«Мыши, мыши, идите съешьте у старика сырчик».

«Нет, - отвечали ему мыши, - нам нужно гнезда делать для детей. Не до сырчиков нам».

Полетел воробей дальше. Увидел девок и говорит:

«Девки, девки, идите мышей гнать».

«Нет, нам нужно кудели прясть».

Рассердился воробей, полетел к ветру.

«Ветер, ветер, раздуй у девок кудели».

Ветер пошел кудели у девок рвать, девки пошли мышей гнать, мыши пошли у старика сырчики есть, старик пошел ружья чинить, ребята пошли волков бить, волки пошли козу есть, коза пошла боярку есть.