Национальная библиотека имени М.В. Чевалкова продолжает рубрику «Горный Алтай: от terra incognita до наших дней», предназначенную для сотрудников библиотек г. Горно-Алтайска и Республики Алтай, краеведов, экскурсоводов, туристов и читателей, увлекающихся историей, культурой, этнографией Трансграничного Алтая в историческом прошлом и настоящем.
Вхождение коренного населения Горного Алтая в состав России растянулось на длительное время: указом от 2 мая 1756 г. в состав Российской империи вошли коренные жители Центрального Алтая (Северный Алтай вошел ранее), последними – теленгиты, чье присоединение к России по сравнению с другими группами региона затянулось до момента подписания Чугучакского протокола в 1864 г. До этого времени они имели статус двоеданцев, зависимых от двух государств: России и Цинского Китая. Социально-экономическое положение теленгитов к середине XIX в. было серьезно подорвано китайскими поборами, бедность жителей Чулышманской долины, Улаганского нагорья, Чуйской степи отмечали путешественники, побывавшие в Юго-Восточном Алтае. Теленгиты стали тяготиться своим двоеданническим положением, склоняясь к решению вопроса об окончательном вхождении в состав Российского государства. Определенную роль в этом сыграл «собиратель земли Алтайской», сотрудник православной миссии М.В. Чевалковым, убеждавший теленгитов отказаться от китайской зависимости и принять русское подданство.
Знаковыми событиями в решении теленгитского вопроса в русско-китайских отношениях в 1850–1860-х гг. стали заключенные российско-китайские договоры: Кульджинского в 1851 г. и Пекинского в 1860 г. Заключительная стадия русско-китайских переговоров по теленгитскому вопросу, тянувшихся с 1860–1861 гг., завершилась в сентябре 1864 г. в Чугучаке. Китайцы пытались закрепить за собой Юго-Восточный Алтай, мотивируя это тем, что теленгитское население исторически больше зависело от Китая, чем от России. Российские дипломаты доводы китайцев решительно отвергли, ссылаясь как раз на желание самих теленгитов остаться в составе России. Инициатива М.В. Чевалкова, гражданская позиция теленгитов и российская дипломатия в этом вопросе совпали. Китайцы вынуждены были согласиться на подписание Чугучакского протокола на условиях России.
Итак, длительная история присоединения теленгитов к Российскому государству завершилась подписанием Чугучакского протокола о размежевании спорных территорий между Российской империей и Цинской империей 25 сентября 1864 г. С российской протокол подписали И.И. Захаров и И.Ф. Бабков, с китайской стороны – чиновники Мин И, Си Линь и Бол-госу. По международному акту граница между Россией и Китаем на территории Юго-Восточного Алтая должна была пройти от пограничного знака Шабин-Добаг сначала на запад, а затем на юг по Саянскому хребту; достигнув западной оконечности хребта Танну-Ола, повернуть на юго-запад, следуя по Сайлюгемскому хребту, а от гор Кыйтын идти на запад по Большому Алтайскому хребту. V статья Чугучакского протокола особо закрепляла новый статус теленгитского населения приграничного Алтая: «Где помянутые народы жили до сего дня, там по-прежнему должны оставаться и спокойно жить на прежних местах, пользуясь предоставленными средствами жизни, и какому государству отошли места кочевок этих народов, к тому государству, вместе с землею, отходят и сами люди, и тем государством управляются»,, тем самым теленгиты вместе с территорией своего проживания окончательно переходили в состав Российского государства.
Летом 1865 г. бывшие теленгитские двоеданцы торжественно присягнули торжественная присяга на верность России.
На следующий год (1865) планировалось установление демаркационной линии между Россией и Китаем согласно протоколу, но начавшееся в Северо-Западном Китае восстание отодвинуло эти работы вплоть до 1869 г. Демаркационная линия проводилась весной – летом 1869 г. под руководством офицера- полковника И.Ф. Бобкова, и была завершена 1 августа 1869 г., когда была окончательно установлена государственная граница между Китаем и Российской империей на юге Горного Алтая с территориальным приращением земель обитания теленгитов к России.
Отрывок из Чугучакского протокола 1864 г.:
« …постановили: провести границу по хребтам гор, большим рекам и китайским в настоящее время существующим пикетам, и, составив карту граничной местности, красною чертою на оной обозначили граничную линию между двумя государствами. Почему и составили сей протокол, в котором написаны имена мест, обозначающих граничную черту, на теперешнем съезде определенную…».
Отрывок из «Памятного завещания» М.В. Чевалкова:
«По прибытии в Кожегач (Кош-Агач) мы остановились в доме Гилева. Там в это время собирались Чуйские зайсаны, почетные люди и общественники. Губернатор, сошедши с лошади и поставивши меня возле себя, сказал им: узнаете ли вы этого человека? Они ответили: мы его видали много раз. Губернатор спросил: в прошедший год он что вам говорил? Они ответили: говорил нам, чтобы мы перешли к белому царю. Губернатор спросил: и вы обещались перейти? Они ответили: если белый царь примет нас, то пойдем; в этом мы дали и руки этому толмачу. Губернатор сказал: теперь желаете ли перейти? Желаем, ответили они. Тогда на душе у меня стало светло и я весьма обрадовался…».
© Л.Н. МУКАЕВА, кандидат исторических наук, доцент, научный сотрудник Национальной библиотеки имени М.В. Чевалкова.