В этом году Горно-Алтайск отмечает 200-летний юбилей. В рамках празднования знаменательной даты мы рассказываем о главных достопримечательностях столицы Республики Алтай, которые с течением времени преобразились и сохранили свою историю для потомков. Тема сегодня – первые гостиницы города.

Первой гостиницей в областном центре был Дом крестьянина.

Известно, что первоначально для него были отведены три комнаты в двухэтажном доме, который занимал Крестьянский комитет общественной взаимопомощи.

Его работа совершенно не устраивала останавливающихся на ночлег, о чем неоднократно сообщала местная газета: «Дом крестьянина в настоящий осенний период совершенно не выполняет своих функций среди заезжающих для переночевки крестьян. Каменное здание во дворе Дома крестьянина разобрано Комхозом, и ограда осталась совершенно открытой. Видя это, крестьяне, несмотря на то что при дворе Дома Крестьянина имеется ночная охрана, поворачивают оглобли в обратную сторону и уезжают на частную квартиру.

Во дворе Дома крестьянина непролазная грязь. Засыпать эту грязь можно бы мусором из-под разобранного здания, но без ведома Облисполкома и Комхоза Дом крестьянина не имеет возможным использовать этот мусор.

Благодаря этим недостаткам, Дом крестьянина в дальнейшем может окончательно потерять всякую связь с крестьянами.

Кому-то надо позаботиться о Доме крестьянина, устроить ограду, привести в надлежащий вид двор. Вместе с тем двинуть культработу, так как Дом Крестьянина - рассадник культуры среди крестьян». («Ойротский край» за 10 ноября 1925 г.).

Было решено построить для него новое здание. Согласно проекту коммунального строительства в с. Улала на 1926-27 гг. стоимость постройки составила 29000 рублей, из них  9700 – из местного бюджета, 19300 выделил ЦКБ.

Однако новое здание просуществовало недолго.

«В ночь на 19 ноября 1928 г. в Улале сгорело выстроенное в прошлом году новое здание Дома крестьянина, - писала газета «Ойротский край» 21 ноября 1928 года. - Этот пожар стал большим бедствием не только для Улалы, но и для всей области.

К моменту пожара в нем помещался Облисполком с отделами. (Здание находилось около нынешнего экономического техникума, где до недавнего времени  был небольшой пустырь. – Прим.авт.)

Точно причины пожара еще не выяснены, но все данные говорят за то, что он произошел от печей. Пожар начался с потолка и карнизов и постепенно охватил все здание.

Удалось спасти только имущество Облздрава, Облоно и частично редакции «Кызыл Ойрот» и алтайской редколлегии. Все остальное погибло в огне.

При тушении пожара тяжелые повреждения получил гр-н Улалы Ефимов Николай. В бессознательном положении он был доставлен в больницу. Положение его тяжелое.

Кроме того, через амбулаторию прошло около 10 человек с легкими повреждениями.

Пожар полностью ликвидирован только в ночь на 21-е ноября. Точная сумма убытков выясняется. Здание застраховано».

5 декабря 1928 года газета «Ойротский край» сообщала: «По данным специальной комиссии, созданной Облисполкомом, убытки, причиненные пожаром, исчисляются в 71701 рубль (стоимость здания, имущество и прочее).
Выясняется точная сумма фактических убытков, причиненных пожаром частным лицам. Убытки эти будут оплачены за счет местного бюджета.

Причины пожара: неисправность печей, являющаяся следствием недопустимо небрежного, невнимательного отношения к этому делу технического персонала при постройке здания. (…) Испрашивается также отпуск страховой премии за сгоревший дом и одновременно дополнительная ссуда в размере 35000 рублей на восстановление Дома крестьянина и 31000 на постройку пожарного депо, оборудование обоза и содержание команды».

Новое здание Дома крестьянина было построено в центре города на месте гостиницы «Горный Алтай».

В книге «В стране голубых озер» путешественница, писательница и журналистка Зинаида Владимировна Рихтер, побывав в Улале в 1929 году, писала: «Первое, с чем знакомится приезжий в Улале, это новое жилстроительство Ойротии. Ямщик, не справляясь с желанием пассажира, сворачивает во двор нового двухэтажного деревянного дома. Впрочем, кроме как в «Доме крестьянина», в Улале негде остановиться.

Однако в «Доме крестьянина» не оказалось свободного номера.

Квартирный кризис – как и в самой заправской столице. Приехавшая часом раньше меня экспедиция Совкино заняла свободную столовую.

Путем уплотнения комендант все же освободил мне номер, но с такими щелями в перегородках, что можно было просунуть руку. Стояла в нем железная койка с набитым соломой мешком вместо матраца.

Находчивый комендант, вооружившись ножницами, цветным картоном и кнопками, закрыл щели. Номер зарябил, как зебра.

Все новые дома в Улале, как оказалось потом, страдают теми же недостатками, что и «Дом крестьянина». А казалось бы, что в тайге, где избыток строительного материала, можно бы избежать этого».

В 1959 году на месте деревянного Дома крестьянина начинается строительство гостиницы «Горный Алтай» на 118 мест, которая долгое время являлась единственной в областном центре.


     

Фото Дома крестьянина из фондов Государственного архива Республики Алтай

Страница не содержит необходимого пути.