С введением в 30-е годы ХХ века всеобщего начального, а затем и семилетнего обучения в стране резко возрос выпуск учебной литературы. Издавались сотни миллионов экземпляров учебников по математике, естествознанию, географии, родному языку, литературе для начальной и средней школ, причем треть из них - на языках народов СССР. Печаталось большое количество учебников для школ взрослых, что имело важное значение в связи с задачей ликвидации неграмотности и малограмотности населения.

  В этот период особое внимание было уделено вопросам внешнего оформления учебной литературы, в оформлении изданий предусматривались все специфические книжные элементы: переплет (обложка), титул, форзацы, шмуцтитулы, заставки, формат, полосы, колонтитул и колонцифры и т. д. Уже в первые учебники, созданные в 20-30-е гг., начинается включение разнообразного иллюстративного материала, наблюдается увеличение и совершенствование жанров иллюстративного материала. Художники, безусловно, понимали роль книги как наилучшего инструмента развития нового языка, нового мышления, нового социума. Иллюстрации реализовались в основном в черно-белом исполнении. Книжная графика активно развивалась не только в столичных городах, но и в глубинке, где она оказывала влияние на местные художественные школы и национальные традиции. Особенности дизайна книг, издававшихся в Ойротии, до сих пор недостаточно изучены. Нам известны лишь имена тех людей, которые занимались оформлением печатных изданий в 1920 - 1930 гг. Жанрово-иллюстративный, классический характер в это время носят обложки многих печатных изданий, созданных в местной типографии, оформленные известными художниками Сибири Г.И. Чорос-Гуркиным (1870-1937) и Н.И. Чевалковым (1892-1937).

   В эти годы Н.И. Чевалков постоянно привлекался к художественному оформлению учебных пособий, предназначенных для национальных школ области. Известно, что он украсил своими иллюстрациями около полутора десятков книг. «…художник знал, что он оформляет учебники для алтайцев на алтайском языке и должен быть понятным во всех уголках Алтая детьми и взрослым, впервые взявшим в руки букварь. И он рисовал от сердца, не мудрствуя, стараясь приблизиться к языку традиционной изобразительности», пишет искусствовед Е.П. Маточкин [Чев. альбом. С.70].

  В 1930-е годы художник, следуя общей тенденции развития советского искусства, начинает пересматривать свои творческие принципы. В этот период он много работал над портретами, писал этюды, сочинял множество различных композиций, стремился к отображению более реальных и конкретных проблем времени, посвященных самым простым житейским мотивам. Особенно он увлекается романтикой строительства новой жизни на Алтае. Очень много времени он посвящал работе в периодической печати.

    Родился Николай Иванович Чевалков 24 декабря 1892 года в с. Улала (ныне г. Горно-Алтайск) в семье крестьянина. Окончил церковно-приходскую школу. В 1905 г. поступил в Бийское катехизаторское училище, готовившее учителей для одноклассных школ духовной миссии. Служил в армии, откуда вернулся в 1917 г. После октябрьской революции Н.И. Чевалков поступил в Барнаульскую художественную студию, которую окончил с отличием.
    Профессиональные навыки получил в 1920 - 1922  гг. в Алтайской губернской художественной школе (г. Барнаул) у известных художников А.О. Никулина и В.Н. Гуляева, а также под влиянием своего знаменитого земляка Г.И. Чорос-Гуркина. С 1923 г. работал учителем рисования в школе 2-й ступени в Улале, при которой создал свою художественную студию. В 1927 г. успех на выставке «Новая Сибирь» принес ему широкую известность. С 1931 по 1941 год преподавал в Ойрот-Туринской художественной школе, воспитав целую плеяду молодых алтайских художников. Участник I Съезда сибирских художников и Всесибирской художественной выставки (1927), первой выставки изобразительного искусства Западно-Сибирского края (1933) и других художественных выставок, проводившихся в разных городах Сибири.

    Н.И. Чевалков самобытностью в своем стиле оставил след в стиле социалистического реализма. Хоть большинство его работ и представлены в графическом стиле, те работы, что он успел написать за свою жизнь в стиле социалистического реализма, вызывают неподдельный интерес. «Художник стремится подчинить свое искусство задачам строительства социализма в Горном Алтае, сделать его острым идейным оружием, которое помогало бы бороться с пережитками прошлого, звало вперед, было боевым и актуальным. Возможно, именно эти задачи заставили Н.И. Чевалкова обратиться к графике, в частности к линогравюре, как технике более удобной и оперативной, дающей возможность тотчас же откликаться на любые злободневные проблемы современности», - писал В.И. Эдоков.

   В настоящее время практически все довоенные издания, в том числе иллюстрированные Н.И. Чевалковым, стали библиографической редкостью.

   По решению Экспертного совета Национальной библиотеки имени М.В. Чевалкова по книжным памятникам данные издания вносятся в государственный Реестр книжных памятников как экземпляры первых печатных изданий периода советского строительства и экземпляры первых печатных изданий региональной типографии, исторически и культурно значимые для страны.


Источники:

  1. Маточкин, Е. П. Художественное наследие и проблемы преемственности в изобразительном искусстве Горного Алтая: автореферат диссертации доктора искусствоведения. - Барнаул, 2011. - 49 с.
  2. Снитко, Л. И. Первые художники Алтая / Л. И. Снитко; редактор Е. Ф. Петинова. - Л.: Художник РСФСР, 1983. - 155 с.: цв. ил.
  3. Чевалков Н. Альбом / сост.: Р.М. Еркинова, Е.П. Маточкин.- Горно-Алтайск: Ак-Чечек, 2006.- 125 с.
  4. Эдоков, А. "Алтайский Гоген": [о художнике Н. Чевалкове] / А. Эдоков //Алтай: духовное измерение. Алтын кабай Алтай. - Москва: НИИЦентр, 2016. - С. 150-151.
  5. Эдоков В.И. Очерки истории изобразительного искусства Горного Алтая. Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1981. 96 с.
  6. Эдоков В.И. Чевалков Н.И. Очерки о жизни и творчестве. Горно-Алтайск: Алт. кн. изд-во, 1972. 112 с.