В день рождения великого сибирского художника Г.И. Чорос-Гуркина представляем антологию «Г.И. Гуркин и Горный Алтай – гений и место», составленную сотрудниками нашей библиотеки и вышедшую в издательстве «Алтын-Туу» в 2019 году.
Григорий Иванович Гуркин первым в истории искусства нашел и слова, и краски, чтобы рассказать о Горном Алтае как о мире гор и как об особом пространстве-божестве Хан-Алтае, смог заразить идеей этого божественного пространства своих современников (прежде всего писателей В.Я. Шишкова и Г.Д. Гребенщикова).
В хронологическом порядке в книге собраны разножанровые произведения, демонстрирующие эволюцию образа художника в общественном сознании: алтаец Гуркин – известный сибирский художник Гуркин – родной художник Гуркин - наш Шишкин – контрреволюционер и предатель интересов трудового народа – возвращенный персонаж региональной истории – гений места. Первый раздел посвящен литературным опытам самого художника, в том числе на страницах книги увидело свет его стихотворение в прозе «Музыка», написанное в 1918 году.
Музыка!
Вот скрипки Музыка,
и я уношусь на твои хребты, Алтай!
Предо мной горы.
Туманы ползут по хребтам, уступам.
Ни души. Я один.
В природе чувствуется
что только бог - творит.
Происходит - Музыка - Творчества
Туманы движутся - и в душе - Музыка
Тоска, кого-то жаль
Хочется верить и плакать
Туманы как тончайшая божия риза
как призраки несутся,
нестройным - певучим хороводом скользя
по лазурному небосклону
в лабиринт очертаний
гор-лесов. Кедер - и сияющих снегов!
О, Великая Музыка!
(Из записной книжки Г.И. Гуркина 1918 года)
Главная мысль книги: особенность художественного осмысления Горного Алтая определяется тем, что здесь репрезентирующую территорию функцию благодаря Гуркину первоначально взяла на себя живопись; литература же создала и внедрила в общественное сознание Сибири и всей страны образ первого сибирского художника-инородца Гуркина; литературные произведения самого Г.И. Гуркина сделали имя Горного Алтая известным всей России.
Подборка текстов показывает, что судьба Гуркина, обладавшего еще и незаурядным литературным даром, типична для российских мыслителей его поколения: яркий стремительный взлет к вершинам отечественного искусства в первое десятилетие ХХ века, первые сибирские выставки, принесшие всероссийскую славу; попытка построить национальную республику после февральской революции 1917 года, эмиграция, возвращение и трагическая гибель в 1937-м.
В наше время Г.И. Чорос-Гуркин стал образом классика-основоположника со всем набором присущих этому образу символических функций.