Информационная рубрика «Из истории Ойротии»  К 100-летию женского движения в Горном Алтае

8 мая 1922 г. было опубликовано циркулярное письмо ЦК РКП(б) областным и губернским партийным комитетам об усилении работы среди женщин. В нем ЦК обосновал особую важность усиления политического влияния среди трудящихся женщин в условиях новой экономической политики и определил практические меры, направленные на более активное вовлечение работниц и крестьянок в социалистическое строительство.

Предполагалось, что основная работа среди женщин будет продолжена через делегатские собрания, беспартийные конференции женщин через их привлечение к активному участию во всех советских и партийных кампаниях.

         В ноябре 1922 г. в Улале состоялась первая областная беспартийная конференция работниц и крестьянок, в которой приняли участие 27 женщин. Ее главной задачей было вовлечь женщин в активную общественно-политическую и культурно-просветительную работу Ойротской автономной области. На конференции женщины обсуждали вопросы материнства и младенчества, ликвидации неграмотности, борьбы с отсталыми традициями и  устоями. Конференция поставила перед женщинами следующие задачи: содействовать созданию и развитию культурно-просветительных учреждений, активно участвовать в создании фондов комитетов общественной взаимопомощи, помогать нетрудоспособным вдовам и сиротам.     Всего в течение 1922 г. в области было проведено 8 подобных конференций, в которых приняли участие 523 женщины.

В 1923 г. вышло постановление ЦК РКП(б) «О работе среди женщин», предусматривающее активизацию делегатских собраний как основной формы привлечения женщин к общественно-политической жизни, выдвижение работниц и крестьянок в советские, профессиональные и кооперативные органы, укрепление аппарата, занимающегося работой среди женщин.

Реализуя это постановление, область к декабрю 1923 г. провела 5 делегатских собраний и 12 волостных конференций женщин. Для работы среди кочевой части населения создавались кочующие делегатские собрания. В их составе были делегатки, знавшие алтайский язык, быт, нравы коренного народа. На подобных собраниях, помимо разъяснения государственной политики, кочевое население знакомили  с основами социалистического быта, санитарно-гигиеническими знаниями; расшатывая патриархальные традиции и устои, вовлекали женщин-алтаек в активную общественно-политическую жизнь. Важно то, что приезжая в урочище, делегатки работали не только с женщинами, но и со всеми жителями. Такие собрания проходили торжественно, в аилах развешивались красочные плакаты, привозились книги, которые затем использовались в ходе бесед.

         В 1922 – 1924 гг. в области удалось создать четыре базовых пункта для работы среди женщин: в Майминской, Песчаной, Катандинской волостях и Улале. В отдаленных от областного центра аймаках области – Кош-Агачском и Улаганском - не велось систематической работы среди женщин. В самой же Улале было проведено 4 делегатских собрания, 3 общих собрания, которые посетило 68 женщин. Одновременно началась переподготовка кадров. Обучающимся в Совпартшколе было прочитано несколько лекций по «женскому вопросу», заключено соглашение с политпросветом по включению в число курсантов краткосрочных политико-просветительных курсов 16 работников среди женщин. Женщины-алтайки направлялись в ВУЗы и рабфаки для обучения, занимались самообразованием в кружках по изучению вопроса «женского движения».

         В силу нехватки квалифицированных кадров более пристальное внимание стало уделяться проведению индивидуальных бесед с женщинами, организации женских артелей, привлечению женщин к участию в мероприятиях Красного Креста, помощи голодающим детям и другим подобным мероприятиям. Например, в Шебалинском аймаке был организован артельный огород, а делегатки решили записаться в кружок ленинцев и политграмоты.

         В дальнейшем конференции и делегатские собрания стали более регулярными. Для повышения культурного уровня женщин издавались книги агитационно-просветительского содержания по вопросам санитарии и гигиены, профилактики различных болезней, правильного ухода за детьми, особенно грудными, соблюдения чистоты в жилищах, а так же по вопросам кройки и шитья, ведению домашнего хозяйства (разведению кур, свиней, разведению пчел, огородничеству). Большая часть изданий была переводной. Также появились первые работы, посвященные женскому вопросу, написанные на материалах Горного Алтая. В 1927 г. в Москве в издательстве «Охрана материнства и младенчества» была опубликована работа В. Н. Добрянского «Ойратка».  Автор подробно  рассказал о работе делегатских собраний, массовых женских собраний, вечеров рукоделия и прях-посиделок. Приводя статистические данные, исследователь  отметил недостатки и пробелы в работе среди женщин в Ойротии: недостаточный размах работы в области здравоохранения, неудовлетворительную ликвидацию неграмотности, почти полное отсутствие работы по вовлечению ойраток в кооперацию, слабую антирелигиозную пропаганду.

         Просветительскую литературу для женщин в первую очередь рекомендовалось приобретать избам-читальням и библиотекам – для чтений и бесед среди взрослых, школам – для занятий с учащимися, а также Домам алтаек.

         Стремление сделать просветительские издания доступными для простого народа вело к их удешевлению. Книги выпускались на газетной бумаге, что не способствовало их сохранности, все они стали библиографической редкостью. Поэтому сегодня Центр книжных памятников располагает весьма ограниченным числом  ойротских  изданий для женщин и каждое из них включено в состав электронной библиотеки НБ РА.

Информационная рубрика «Из истории Ойротии»  К 100-летию женского движения в Горном Алтае

Информационная рубрика «Из истории Ойротии»  К 100-летию женского движения в Горном Алтае

Информационная рубрика «Из истории Ойротии»  К 100-летию женского движения в Горном Алтае 5_20221026-5.jpg" alt="Информационная рубрика «Из истории Ойротии» К 100-летию женского движения в Горном Алтае" class="pull-left" title="Информационная рубрика «Из истории Ойротии» К 100-летию женского движения в Горном Алтае"/>

Литература:

  1. Женщины о своей работе в Советах и кооперации // Ойротский край. - 1927. - № 75 (8 окт.). - С. 2.
  2. Захарова Т. В., Яковлева М. А. Женщины Ойротии в советском государственном строительстве (1917- 1956 гг.) [Электронный ресурс]: монография. – Горно-Алтайск: БИЦ ГАГУ, 2019. – 117 с. https://gosarhiv-ra.ru/wp-content/uploads/2020/12/ZAHAROVA_YAKOVLEVA_ZHenshhinyi-Oyrotii..._2019-1.pdf
  3. Штанакова Н. Р. Женщины Горного Алтая в условиях общественно-экономической и политической трансформации (первая треть XX в.) // Алтай-Россия: через века в будущее: мат-лы Всерос. нуч.-практ. конф., посвящ. 250-летию вхождения алтайского народа в состав Российского гос-ва. Т.1. - Горно-Алтайск, 2006. - С. 201-204.
  4. Эшматова Г.Б. Вовлечение женщин-алтаек в систему общественно-культурной жизни региона в 1920-1930-е гг. //Женское движение в Горном-Алтае: история и современность. – Горно-Алтайск, 2022. .- С.43-52.