Советское немое кино первой половины 1920-х годов в сети интернет (обзор фильмов и викторина)

1920-1925 годы – это труднейший период в истории нашего государства: окончание гражданской войны, голод, резкое сокращение промышленного производства. В то время «кинопленка была большей редкостью, нежели мука». Согласно «Всеобщей истории кино» Жоржа Садуля в 1920 году в РСФСР было снято 30 фильмов, в 1921 и 1922-м – менее десяти, в 1923-м – меньше двадцати. В архивах Госфильмофонда из них сохранились единицы, в частности, не сохранилась копия снятого в Горном Алтае Александром Разумным в 1924 г. фильма «Долина слез».

Советских кинофильмов, премьеры которых состоялись в 1920-21 гг., в открытых источниках сети интернет не размещено. Поэтому предлагаем вашему вниманию небольшой обзор лишь фильмов 1922-1925 годов, которые можно посмотреть онлайн. Их список составлен согласно каталогу Госфильмофонда России.

Первый из относящихся к выбранному периоду фильм – «Поликушка». Он был снят по одноименному рассказу Л.Н. Толстого в 1919 году, но первая публичная демонстрация состоялась только в 1922-м. Постановка А.А. Санина, актёрский дебют Ивана Михайловича Москвина, одного из первых актеров, удостоенных звания «Народный артист СССР».

«Сурамская крепость». 1922 г. Экранизация одноименной грузинской повести-легенды Даниила Чонкадзе (реж. И. Перестиани).

Фильмы 1923 года:

«Дневник Глумова». Первый фильм Сергея Эйзенштейна, короткометражная лента, отрывки из которой стали частью спектакля в театре Пролеткульта «На всякого мудреца – довольно простоты».

Что снимали и что смотрели сто лет назад?

«Красные дьяволята» (реж. И. Перестиани). Чрезвычайно популярный фильм, снятый по революционно-приключенческой повести П.А. Бляхина. Прообраз знаменитых «Неуловимых мстителей».

Фильмы 1924 года:

«Аэлита» (реж. Я. Протазанов) – первый в СССР фантастический фильм, экранизация одноименного романа Алексея Толстого. Фантастическая комедия на тему освоения Марса с полугодовой рекламной кампанией в прессе.

«Банда батьки Кныша» – историко-приключенческий фильм Александра Разумного о противостоянии чекистов и белых банд в прифронтовом городе во время гражданской войны.

Что снимали и что смотрели сто лет назад?

«Киноглаз». Документальный фильм о жизни в Советском союзе. Сборник эпизодов из серии «Жизнь врасплох». Первая невыдуманная кино-вещь, без сценария, без актеров, вне ателье. Один из культовых фильмов режиссера Дзиги Вертова.

«Крестьянину впрок – кулаку в бок» – короткометражный агитационный фильм ГОССТРАХА о значении государственного страхования на селе.

«Легенда о Девичьей башне» (реж. В. Баллюзек). Сюжет фильма заимствован из азербайджанской легенды о бакинском хане и его дочери.

Что снимали и что смотрели сто лет назад?

«Межпланетная революция» (реж. Н. Ходатаев, З. Комиссаренко, Ю. Меркулов) первоначально задумывалась как вставка в «Аэлиту», но вышла на экран как отдельное произведение (короткометражный мультфильм). «Сказ о том, как красный воин Коминтернов за буржуями летал и на Марсе на планете всех буржуев разогнал!».

Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков – первая работа мастерской Л.В. Кулешова, комедия о поездке в СССР председателя Американского общества молодых христиан. Рассказ об отличии образа советского государства в капиталистической пропаганде от реальной ситуации.

«Папиросница от Моссельпрома» (реж. В. Сухобоков) – бытовая комедия об истории лоточницы Моссельпрома Зины Весениной, ставшей актрисой.

«Советские игрушки» – первый советский анимационный фильм Дзиги Вертова, экранизация политшаржей Виктора Дени, публиковавшихся в «Правде».

«Стачка» (другие названия «Чёртово гнездо» или «История стачки») – историко-революционный агитационный фильм. Первая полнометражная лента Сергея Эйзенштейна. В сценарии были соблюдены два принципа: 1) не выделять главных героев и 2) отказаться от фабулы. Тогда Эйзенштейн был глубоко убеждён, что «как выдвигание личности героя, так и самая сущность интриги-фабулы» являются «продукцией индивидуалистического мировоззрения» и «несовместимы с классовым подходом к кино».

Фильмы 1925 года:

Что снимали и что смотрели сто лет назад?

«Броненосец Потёмкин». Историческая картина Сергея Эйзенштейна о восстании на сильнейшем корабле Черноморской эскадры – броненосце «Князь Потёмкин-Таврический». Снят к 20-летию первой русской революции. Неоднократно признавался лучшим фильмом «всех времён и народов». В картине применялось множество интересных технологических и декораторских решений. Для своего времени это было новое слово в кинематографе. Так, впервые для съемок движения были использованы специальные передвижные платформы на рельсах. Применялись первые спецэффекты. Например, ожившие каменные львы, которые не выдержали ужаса всего происходящего и сошли со своих постаментов.

«В сердце крестьянина Ленин жив». Короткометражные съемки для документальной хроники «Кино-правда» № 22 1925 года. Режиссер – Д. Ветров.

«Во имя бога» или «Шахсей-Вахсей» (реж. А.Шарифов, А.Яловой). Социальная драма о религиозном фанатизме. Фильм о развернувшейся в то время борьбе с мусульманским обрядом «шахсей-вахсей» в Азербайджане. В фильм включены документальные кадры обряда (во время съемок сотрудники группы были чуть не растерзаны толпой религиозных фанатиков)

«Еврейское счастье» (реж. А. Грановский). Комедия по мотивам рассказов Шолом-Алейхема о Менахеме Менделе.

«Закройщик из Торжка» (реж. Я. Протазанов). Комедия об извилистом пути к личному счастью и выигрышу по облигации.

«Коллежский регистратор» (реж. Ю. Желябужский, И. Москвин). Экранизация повести Пушкина «Станционный смотритель».

«Крест и маузер» (реж. В. Гардин). Общественно-религиозная драма в монастырском приюте небольшого российского города. Сюжет объединяет и личную трагедию, и черносотенный погром, и предательство Родины.

«Луч смерти» – вторая работа мастерской Л.В. Кулешова. Фантастический «кинороман» об изобретении и использовании «луча смерти», способного взрывать на расстоянии.

«Наполеон газ» (реж. С. Тимошенко) Фантастический агитфильм. Комсомолка приезжает в колхоз агитировать за Авиахим. Она настолько воодушевлена поставленной задачей, что даже во сне видит фантастическую историю о воздушном налете на Ленинград. В роли атакующих – американская эскадрилья самолетов, вооруженных газом химика Ганнимера. Ленинградцев об атаке предупреждают американские рабочие.

«Шахматная горячка» (реж. В. Пудовкин, Н. Шпиковский). Грандиозные шахматные соревнования увлекали не только Остапа Бендера. Действие этой комедии происходит в Москве в дни международного шахматного турнира. Молодой человек настолько увлечен шахматами, что пропускает свою собственную свадьбу. Ситуацию спасает чемпион мира по шахматам Капабланка.

На портале «Культура.РФ» представлены лекции киноведов о фильмах «Аэлита», «Красные дьяволята», «Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков», «Броненосец Потемкин».

При подготовке обзора использованы материалы порталов «Культура.РФ», «Youtube», сайтов «Кино-Театр.ру», «Госфильмофонд России».

Приятного просмотра!

После просмотра предлагаем вам принять участие в викторине

«Советские фильмы 1922-1925 гг.»

Спасибо за внимание!