Чуйский тракт является одной их самых красивых, но в то же время непредсказуемых дорог Алтая. 90 лет назад, 1 января 1935 года, Чуйский тракт на всём своем протяжении (Бийск – Майма - Усть – Сема – Черга – Онгудай - Кош-Агач) был сдан в эксплуатацию.


История Чуйского тракта состоит из «двух жизней». Первая – от конной тропы до вьючной дороги, вторая – от колесного, грунтового маршрута до современной автострады с устройством сопутствующей инфраструктуры. Первые сведения о чуйской вьючной тропе содержатся в русских летописях и относятся к 1788 году. В те времена торговцы возили по ней свои товары на ярмарку в верховья реки Чуя. Горной тропой современный Чуйский тракт был до начала XX века. Первые заметные мероприятия по благоустройству тропы проходили в 1870 году воинскими частями, проходившими до Кош-Агача с целью охраны местных жителей от набегов джунгар. В 1879- 1880 годах был обустроен  колесный путь от Онгудая до зимовки купца Хабарова (ныне с. Хабаровка). В 1896 году частичное улучшение тропы проводил купец  Минин. Российское государство обратило внимание на дорогу в начале XX века и летом 1901 года под руководством инженера И.И. Биля началось строительство Чуйской дороги на средства кабинета и пожертвования купцов.

 В 1902 - 1903 годах вьючная тропа переделывается в колесную дорогу на всем своем протяжении. В 1911 году Чуйский тракт был передан в ведение Министерства путей сообщения. В мае 1913 г. в Горный Алтай была направлена экспедиция, которую возглавил будущий известный писатель, а в то  же время коллежский секретарь Западно - Сибирского  округа Министерства путей сообщения В.Я. Шишков. В результате многомесячного кропотливого труда партией Шишкова была выполнена ювелирно точная топографическая съемка маршрутов двух альтернативных направлений будущего тракта – «Чуйский» и «Катунский» варианты – до сих пор поражающие специалистов своей педантичной четкостью и профессиональной безупречностью исполнения. На больших листах ватмана, наклеенных на листы цинка,  каллиграфическим почерком были обозначены сотни отметок, показывающие крутизну склонов, высоту перевалов, малейшие изменения рельефа местности. 26 мая 1922 года Чуйский тракт признан трактом государственного значения.

Также в это время было изменено направление Чуйского тракта, на участке Бийск-Черга трасса была перенесена с левого на правый берег реки Катунь.

1 января 1935 года Чуйский тракт на всём своем протяжении (Бийск – Майма - Усть – Сема – Черга – Онгудай - Кош-Агач) был сдан в эксплуатацию. Строительство Чуйского тракта обошлось государству в 19 млн. 654 тыс. рублей. Строительство дороги осуществляли в основном заключенные отделения Сиблага НКВД и местные жители. В 1936 - 1946 годы автодорога официально называлась «Чуйский военизированный тракт» (ЧВТ).  В дальнейшем велись в основном работы по расширению и улучшению полотна дороги. С января 2018 года Чуйский тракт – это федеральная автомобильная дорога Р-256: Новосибирск – Новоалтайск (подъездная дорога к Барнаулу) – Бийск – Майма (подъездная дорога к Горно – Алтайску) – государственная граница с Монголией, протяженностью 962 км. Она является частью азиатского маршрута АН4 (Новосибирск – Бийск – Ярантай (Монголия); Урумчи – Исламабад – Карачи).

Ныне на Чуйском тракте стоят памятники его строителям, дорожникам, ремонтерам: на вершине перевала Чике-Таман установлена скульптура дорожника-строителя (открыт 8 июля 2017 г.), возле Белого бома – памятник герою песни шоферского фольклора ЧВТ «Кольке Снегиреву», посвященный водителям, трудившимся на Чуйском тракте (открыт 9 сентября 2014 г.), в дер. Топучая – состоялась закладка мемориального комплекса памяти строителей Чуйского тракта.

Книжная выставка «Есть на Алтае тракт — Чуйский», оформленная в отделе краеведения, включает в себя некоторые элементы карт и схемы Чуйского тракта разных периодов его существования; фотографии и иллюстрации, показывающие развитие дороги от старинной тропы до современного шоссе; описание культурного наследия народов, живущих вдоль тракта, включая их традиции, ремесла и быт; исторические документы и свидетельства о значении Чуйского тракта для развития региона; современные фотографии достопримечательностей и природных ландшафтов, расположенных вдоль тракта; видеоматериалы о путешествиях по Чуйскому тракту, интервью с местными жителями и экспертами; информацию о современных туристических маршрутах и возможностях для путешественников и многое другое.