Друзья, знаете ли вы, что у истоков образовательной деятельности в Горном Алтае стоял известнейший сибирский просветитель, книгоиздатель и меценат Петр Иванович Макушин? Именно он создал в селе Улале первое миссионерское училище и первую библиотеку!

Накануне нового учебного года представляем вам фрагмент из книги Г. Крекнина «Ревнитель света – П.И. Макушин». Мы обновили графику до современного вида и подготовили интересные моменты об улалинском периоде его жизни.

От детских лет и до служения на Алтае

…Благоприятные условия для научных занятий в настоящем, карьера профессора духовной семинарии в близком будущем, казалось, должны бы были вполне удовлетворять П.И. (Петра Ивановича), но его мятежная, жаждущая живой деятельности натура изменила этот обычный для студента академии переход из школы в жизнь.

Произошло это так. Инспектор Петербургской академии архимандрит Владимир был назначен начальником Алтайской миссии и Обер Прокурор Свят. Синода граф Д.А. Толстой обратился к студентам академии с предложением, не желает ли кто из них послужить делу церкви путем распространения и утверждения христианства на Алтае. На призыв к живому делу немедленно откликнулся П.И. В своих мыслях он наметил себе задачу утверждения христианства на Алтае путем просвещения новокрещенных. В его голове возник план устроить в миссии училище и из туземцев приготовлять учителей, будущих миссионеров и с помощью их, со временем, покрыть Алтай сетью инородческих школ; вновь назначаемым начальником миссии ему было обещано полное содействие в этом деле и самостоятельность, после чего ни увещания ректора академии «одуматься», ни предстоящая, соединенная с материальными и нравственными лишениями, жизнь на полудиком Алтае, ни дружеские советы товарищей не портить своей карьеры не изменили решения П. И-ча променять академическую, обеспеченную жизнь на жизнь среди калмыцких стойбищ.

25 марта 1866 г. он был уже на Алтае, в главном стане миссии – Улале.

Просветительная деятельность И. И-ча на Алтае

Ознакомившись с новой обстановкой и сотрудниками-миссионерами, П.И. не замедлил заняться осуществлением своей мысли об основании «центрального миссионерского училища». О.о. (отцы) миссионеры помогли ему указанием более способных из известных им новокрещенных мальчиков. Подходящих для этой цели найдено было 14 человек. Все дети были взяты на полное содержание миссии в устроенный при школе интернат. П.И. отдался новому делу всецело. Это не была школа в обычном смысле слова. П.И. постоянно жил со своими учениками в одном помещении, участвовал во всех их работах и развлечениях. Тут он наблюдает их способности и наклонности, и обмен мыслями совершается в течение целого дня, а не только в часы учебных занятий, - и вот в результате получилось то, что когда через 1,5 года по открытии училище посетил его местный архиерей, епископ Алексей, то был крайне удивлен прекрасной подготовкой мальчиков в сравнительно ничтожный период времени.

Молодой учитель, хорошо понимая воспитательное значение матери в семье, счел необходимым и нашел время заняться обучением и девочек калмычек, открыв для них особую школу.

В аттестате его значится: «С 1-го ноября 186г. г. он (П.И. Макушин) занимался в учрежденном его стараниями и усердием училище инородческих девиц обучением чтению, Закону Божию, арифметике и чистописанию».

Занимаясь в будни с детьми, в праздники он устраивал беседы со взрослыми, и эти беседы и чтения всегда привлекали значительное число слушателей.

Занятия в школе прерывались иногда выездами по распоряжению начальника миссии в места калмыцких стойбищ для приготовления к крещению семейств алтайцев, изъявивших на то свое желание. В этих случаях П. И-чу приводилось жить в юртах и в зимнее время проводить часы ночного сна около разведенного среди юрты огня, попеременно согревая то один, то другой бок, поворачиваясь к источнику тепла. В утренние часы, когда костер в юрте угасал, и хозяева спали, ему приходилось, чтобы согреться, переносить свое ложе к находившемуся тут же в юрте теленку и пользоваться его теплотой.

По прибытии в миссию П.И. на первых же порах почувствовал книжный голод. Из академии он привез с собой единственное свое имущество – свою библиотеку, состоявшую из 68 названий излюбленных книг, приобретенных им за время его пребывания в академии на скудные студенческие заработки. Книги эти он пустил в обращение между миссионерами, их семействами и служащими в миссии, и, объединив миссионеров на мысли устроить центральную миссионерскую библиотеку в главном стане миссии, П.И. с первого же года занимался формированием такой библиотеки. О.о. миссионеры отнеслись к этому сочувственно, согласившись на отчисления из своего жалования на покупку книг, начальник миссии оказал этом уделу денежную поддержку, и библиотека в течение двух лет выросла до 500-600 томов, заполняя досуг членов миссии, способствуя умственному развитию их самих и членов их семейств. За отсутствием в пределах миссии переплетчика П.И. отправился на масляную и в первую неделю поста в одно из сел Бийского уезда, где жил переплетчик, псаломщик местной церкви, и в течение двух недель перенял у него это ремесло. Вернувшись в миссию к своим обычным занятиям, он в длинные зимние вечера постепенно по мере поступления переплел почти всю миссионерскую библиотеку. Материалы и станки приобретались на средства миссии.

Свободное от занятий в школе время П.И. посвящал собиранию сведений о верованиях алтайских инородцев, имея в виду написать для получения ученой академической степени сочинение на тему «Шаманство на Алтае». Добывание этих сведений от скрытных, крайне подозрительных и суеверных шаманов стоило больших трудов, соединенных с утомительными скитаниями по кочевьям алтайских калмык и по деревням кузнецких телеутов.

В лето 1866 года, сопутствую начальнику миссии в его поездке для обозрения станов миссии и вообще стойбищ алтайских инородцев, П.И., никогда ранее не бывавший в седле, сделал верхом до 3000 верст, пробираясь часто по тайге по «звериным тропинкам» и переправляясь вброд и вплавь через бурные алтайские реки.

Кипучая деятельность П. И-ча продолжалась недолго. Через 2, 5 года он оставил миссию. Эта деятельность, самоотверженная и полезная для миссионерского дела на Алтае, не получила настоящей оценки со стороны высшего церковного управления. П.И., изъявляя согласие на поступление в миссию, счел излишним заранее условиться с центральным миссионерским управлением о своем жаловании, и оказался «на хлебах из милости» у начальника миссии. Вследствие возникших между начальником миссии и миссионерским обществом в Петербурге «недоразумений» такое положение продолжалось целых два года. П.И. терпел нужду даже в одежде и обуви. Износивши академическое платье, он облекся в дешево стоящий подрясник и ходил в подпоровшихся сапогах. Когда преосвященный Алексей, крайне довольный успехами учеников миссионерского училища, заявил начальнику миссии о своем намерении представить П. И-ча к награде, то П.И., показывая подпоротую подошву сапога на поднятой ноге, просил Преосвященного представить его к подметкам…

Представление Преосвященного по этому делу имело результатом то, что Святейший Синод «за усердные и полезные для алтайской миссии двухлетние труды» преподал П. И-чу свое благословение и на последующее время назначил жалование по 300 р. в год…

Такая оценка возмутила П. И-ча до глубины души, тем более, что на нем покоились надежды его бедных родителей, как на кормильца в старости. Миссия лишилась незаурядного работника.

В 1868 г. оказалась незанятою должность смотрителя томского духовного училища. Томское духовенство, наслышавшись о плодотворной педагогически-вопитательной деятельности П.И. в Улале, избрало его на означенную должность…

(Крекнин Г. Ревнитель света – П.И. Макушин. 50 лет просветительной деятельности, 1866.25.III. 1916 гг., в Сибири. – Томск, 1916. – С. 4-8; издание оцифровано и размещено на сайте Томской областной библиотеки имени А.С. Пушкина)



Страница не содержит необходимого пути.