Печать

Музыкальные истории. Морис Равель «Болеро»

Сотрудники отдела информационных ресурсов продолжают цикл онлайн-бесед «Музыкальные истории».

Представляем вниманию любителей классической музыки одно из самых знаменитых произведений Мориса Равеля (1875-1937) – «Болеро», которое было заказано танцовщицей Идой Рубинштейн и предназначалось для хореографического воплощения, но это не помешало ему войти, прежде всего, в концертный репертуар.

Традиция оркестрового исполнения «Болеро» восходит к самому автору, дирижировавшему премьерой 21 ноября 1928 года. На одном из первых исполнений присутствовал Сергей Прокофьев, оставивший интересное описание дирижирующего Равеля: «Двигая рукой несколько угловато, с какой-то особой хирургической точностью, он уверенно удерживал оркестр от попыток к ускорению темпа».

 «Болеро» быстро вошло в репертуар крупнейших дирижеров мира. Для многих любителей музыки во всех странах «Болеро» стало олицетворением самого искусства композитора. В России оно впервые прозвучало в 1930 г. под управлением В. Савича, затем среди его исполнителей выделились Н. Голованов, Е. Мравинский, Е. Светланов. «Болеро» стало в нашей стране самым часто исполняемым произведением Равеля, появлялось оно и в хореографической трактовке – на сцене ленинградского Малого оперного театра и в других городах.

Первое сценическое воплощение музыки «Болеро» было осуществлено И. Рубинштейн. Спектакль шел в декорациях А. Бенуа. Танцовщица находилась на возвышении в центре сцены, вокруг нее группировались зрители. Самому Равелю же ход спектакля представлялся иным: «...действие «Болеро» должно развертываться под открытым небом, а не в четырех стенах... в декорацию надо включить корпус завода, с тем, чтобы рабочие и работницы, выходящие из цехов, постепенно вовлекались в общий танец». Наконец, ему хотелось, чтобы там был еще намек на бой быков и эпизод тайной любовной идиллии между Мариленой и неким тореро, которого неожиданно явившийся ревнивец должен был заколоть кинжалом под балконом неверной.

План Равеля был воплощен в жизнь в парижском театре «Гранд-Опера» балетмейстером С. Лифарем лишь в 1938 г., когда самого автора уже не было в живых. Спектакль имел большой успех у публики.

В этом выпуске вы увидите «Болеро» в исполнении французской балерины Сильви Гиллем, которое было снято Токио в рамках ее прощального тура в 2015 году. За эту партию в хореографии Мориса Бежара её прозвали «грандиозная Сильви».

Приятного вам просмотра и прослушивания!

Категория: Музыкальный салон
2783