Печать

Жители Каракольской долины верят в очищающую силу Уч-Энмек и говорятчто гости уезжают отсюда с чистейшими мыслямис утроенной силой любви и добра.

Уч-Энмек - это священная гора алтайцевна­звание которой и букваль­ном переводе означает «Три темени».

«Уч» - «Три» - одна из наиболее почитаемых ал­тайцами цифр. Мы живём в трёхмерном мире, на тре­тьей от Солнца планете, пе­реживая три цикла: рожде­ние, жизнь, смерть. В круге вечности вращаются про­шлое, настоящее, будущее.

В самом центре традици­онного жилища алтайца - аиле - находится тренож­ный очаг. Три основы очага, означающие троичность мироздания, обрамляют круг, символизирующий Ве­ликую Бесконечность.

«Энмек» - «Темя» - это часть головы, через кото­рую человек связан с Кос­мосом. Пока у новорожден­ного не закроется темя, его считают бурханом, т.е. бо­жеством, связанным с Вы­сшим Миром.

На Алтае очень почитают вершину Уч-Энмек, считая, что через нее идёт утро­енная энергия космоса. И вся Каракольская долина, которая начинается с вер­шины Уч-Энмек, считается священной.

 

БЕЛЫЙ ОЛЕНЬ - ХРАНИТЕЛЬ 

Рассказал Течинов Метрей АкчановичсКулада.

Когда-то у подножья горы Уч-Энмек, венчающей ис­токи Каракола, в тайге Ка­ракольской долины паслись бесчисленные стада оленей. Но прежде, чем отправить­ся на охоту, местные жите­ли спрашивали разрешении Хозяина зверей - исполин­ского Белого оленя.

В селе Кулада жил ста­рик-шаман с юным сыном. Молодому человеку не раз приходилось слышать о Белом олене, о его чудес­ном облике и удивительной власти над животными. Но никто никогда не видел Бе­лого оленя. После долгих уговоров отец-шаман согла­сился показать его юноше. Шаман назначил время и место, где сын может уви­деть оленя, но предупредил, что ни звуком, ни движе­нием тот не должен выдать своего присутствия.

Ранним утром сын шама­на отправился на охоту, но удача покинула его. Только ночью на далеких гольцах он заметил козу. Утомлен­ный блужданием по лесу, но разгоряченный погоней за козой, неожиданно для себя юноша оказался на том месте, где ему предсто­яло встретить оленя. Из-под его ног метнулась те­нью коза, он выхватил лук и спустил натянутую тетиву. В тот же момент на прибрежном Каракольском утесе возник перед ним ис­полинский силуэт Белого оленя. Стрела, предназна­ченная дли козы,вонзилась в грудь оленяВ раскатах грома и вспышках молний рухнул олень в воды Ка­ракола...

Долгие часы пролежал юноша без памяти, пока его, потерявшего дар ре­чи, не нашли односельчане. Небо жестоко покарало сы­на шамана (как и Когульдея в легенде об Орионе), покусившегося на светлое небесное животное - Бело­го Оленя. Весь род шама­на вплоть до седьмого ко­лена погиб.

ЛЕГЕНДА О JЕЛЬБЕГЕНЕ

 

Рассказала НТШандыновасТуекта.

Давно это было. Жил па земле кровожадный чело­век Jельбеген. Он ничего не ел, кроме людей. Он толь­ко и делал, что охотился за ними, и ел, и ел их. Увидели иго с высоты своей Солнце, Луна, Звезда и Небо. Небо и его светила возмутились кровожадностью Jельбегена и устроили собрание. Они стали обсуждать, как бы Jельбегена к себе забрать да укротить его людоедство. Ведь он так всех людей на земле изведёт...

Собрание постановило, что Солнце пойдет на зем­лю за людоедом. Солнце не стало перечить и пошло на землю. Но чем ближе под­ходило Солнце к земле, тем сильнее нагревалась она. А когда оно подошло совсем близко, то все, что было на земле, загорелось. Уви­дело это Солнце и быст­ро повернуло обратно. «Так не только Jельбегена, но и землю сгубишь», — поду­мало Солнце.

Снова собралось собрание светил. Выбор пал на Звез­ду. Заупрямилась Звезда и говорит: «Раз уж Солнце не могло захватить Jeльбегена, то мне и подавно не справиться. Если я пойду, то свет исчезнет, а мрак закроет землю». Собрание стало просить Небо, а оно и отвечает им: «Что же вы думаете? Ведь на мне все Звёзды держатся - мы ука­зываем путь людям».

Светила обратились к Луне. Луна согласилась и пошла на землю. Подплы­ла Луна к земле, но Jельбегена не могла захватить, так как она была больше земли и повернула обратно. Луна ужалась и вновь от­правилась на Землю, что­бы захватить кровожадного Jельбегена и наказать ето.

В это время Jельбеген по­шёл с коромыслом за во­дой. Увидал Jельбеген, что Луна пытается его схва­тить, хотел было бежать, да некуда. Видит, растёт большой тополь, ухватил­ся Jельбеген за него. А Лу­на как рванула, так вместе с тополем и утащила людо­еда со всеми вёдрами и коромыслом. Испуганный лю­доед долго кричал, но Луна уносила сто на небо. Алтайцы видят на Луне тёмные пятна и говорят, что это Jельбеген с топо­лем, с коромыслом и вёд­рами. А ещё говорят, что народившийся Месяц ест Jельбегена, а когда исчеза­ет, тогда Jельбеген ест Ме­сяц. Так и питаются они друг другом.

 

ЛЕГЕНДА О РЫБЕ-КИТЕ

 

Рассказала Темеева Миз рода Кёлзёш.

Литературная обработка Темеевой О.В., сТуекта.

...Давным-давно, когда на Земле воды было намного больше, чем суши, когда животные были огромны­ми, как сами горы, в этой долине от хребта Семинского до хребта Чике-Таманского образовалось гор­ное озеро.

Причудливые деревья и высокие травы, огромные цветы и кустарники можжевельника произрастали по берегам озера. Жили тут и величавые верблюды, и гордые олени, и непривет­ливые сарлыки. Охотились на них коварные волки да хитрые лисы. И все они поклонялись одному невиданному существу, живше­му на дне озера.

Никогда никто из них не видел чудища, но все слы­шали, как длинными ноча­ми вздыхало и ворочалось оно в холодной горной воде. И знали все от маленькой птички-синички до огром­ного бурого медведя, что нельзя тревожить чудище водяное, не то настанет ко­нец света.

Проходили годы, текла размеренно жизнь у озе­ра: шли на водопой животные, птицы вили гнезда. Каждый знал свое время, когда можно прийти спо­койно и напиться чистой воды из озера. И никто не осмеливался нарушать этот закон.

Но однажды рассеянный верблюд, живший у запад­ных берегов, перепутал дни и спустился к озеру не в свое время. Там же был уже сарлык, который жил на восточном берегу. Уви­дел сарлык верблюда, рассердился.

- Ты чего не в снос время вышел к водопою? Теперь нам не хватит воды. Озе­ро не успеет наполниться водой до прихода других зверей! Они выпьют его до дна, а рыба-кит погибнет и тогда придет конец всему живому!

Но не послушался верблюд, сколько не кричал ему сарлык со своей стороны. Очень уж пить ему хоте­лось. Склонился он к воде и стал пить, а всем извест­но, как много и долго пьют верблюды.

Солнце уже закатилась до вершины, уж и сар­лык ушел к себе в горы. Вот и другие звери были на подходе, а он все пил и пил. Воды становилось все меньше и меньше.

Звери ругали и умоляли его оставить воды, но уп­рямый верблюд не слушал никого. И тогда взбунто­валась рыба-кит, завороча­лась и поднялась из озер­ной глубины. Поднялась она, ударила по воде хвос­том и обратилась к верблю­ду с такими словами:

Ты нарушил вековой устой жизни, не послушал своих соседей, так стой же вечно у берега озера и не напейся никогда! Огромная волна окатила верблюда с ног до головы, и остался он стоять, превращенный в гору.

Бросились звери и пти­цы умолять рыбу-кит оста­вить их живыми. Но очень сердита была рыба-кит, не хотела слушать их, от ее гнева взбунтовалось озе­ро, словно море, вышло из берегов, угрожая вот-вот поглотить. Услышал шум сарлык, прибежал к озе­ру, упал на колени, опустил голову к воде и стал просить рыбу:

Пощади этот мир, муд­рая кит-рыба, лучше меня накажи, а остальных ос­тавь!

Согласилась рыба, утихо­мирилось озеро, да закон жизни таков: кто-то еще должен понести наказание. Окатили воды озера сар­лыка, и так и остался он с опущенной головой у бере­га в виде горы высокой.

Но с тех пор вода в озере стала убывать: оголились склоны гор, пищи не хва­тало. Из года в год мельча­ли животные и звери. При­шло время, когда только одна жилка воды осталась - урсульская. Пришла и погибель рыбище. Собра­ла тогда она все живое и сказала:

Скоро погибну я, уп­лыть уж не смогу, да и зем­лю родную не хочу поки­дать. Даю вам свой наказ - кости мои не трогайте, они в землю перейдут. По­селится на этом месте вско­ре еще не виданное вами существо — человек. Не го­ните его, поддерживайте во всем, вы - лошадь, соба­ка, корова, овца и кошка - верно ему служите. И пере­дайте: пусть селятся люди на берегу Урсула. На моих костях и плоти. Тогда им удача и успех придет.

Сказала так рыба-кит и умерла. И вскоре пришел сюда человек и поселился у берега Урсула. И служат ему звери верно - домаш­ними стали.

И появилась на том место деревня. А назвали ее Туюк-Туу (что означает «за­мкнутый»), так как с одно­го конца стережет деревню сарлык мудрый, а с другой - упрямый верблюд. Туекта - «оберегаема со всех сто­рон горами»...

Замолчала мать, сын дол­го смотрел на деревню и заметил:

Смотри, мама, а ведь правда с востока деревня упирается на гору, похо­жую на сарлыка, а с за­пада - на верблюда.

Дасынокв каждой ле­генде есть доля истины.

 

КОРОТЫ 

Рассказал Иртамаев Павел Романович

Записал Иртамаев Сунарученик 6 нлНнжне-Талдинской СОШ.

Думаюбудет лучшеесли начну свое повествование народной пес­ней:

С горных вершин текущую воду,

Как вкусно пить.

Кедром покрытый Короты,

Как красиво смотреть.

В каждом селе есть свои особенные местаВ долине Короты есть особое урочище БожуланПо рассказам отцав до­лине Короты в старину была большая дорога купцовПо этой дороге ездили торговцы из Монголии,Китая и Сред­ней АзииДорога эта была труднаяи на путь тратили очень много временипоэто­му долину назвали Короты.

Так же торговцы дали на­звания очень многим мес­там: Саnjаар («Саnjаар»  к плоту«Кур-Кечу» - перепра­ва через мост«Чике-Таман» - прямая подошва«Ондой» - правее«Короты»  мно­го времени потрачено,«Божулан» - «бого ажулан»т.е«через перевал дорога лег­кая»).

В урочище Божулан есть интересное местоЭто в верховьях Нижнего Каралдая - нам на камне есть след аргымакаПо леген­декогда в старину граби­тели угоняли конейодин резвый жеребец отбился от них иускакал в Божулан-ОозыС тех пор от него ос­тался след на камне.

В Нижней Талде люди также сочинили красивые песни о своей жизнио ра­ботеПослушайте их:

Когда добывали косулю,

Делились мясом пополам.

По Ленин-Jельской земле

Вместе дружно работали.

В красный шелковой одежде

Проходили по горам.

По Кызыл-Танской земле

Ходили с девушками вместе.

 

СВЯЩЕННАЯ ГОРА

Рассказал Клешев Яков Петрович.

Записал Бахрамаев Ир­бисученик 10 клНижне-Талдинской СОШ.

В селе Нижняя Талда есть места под названием Свя­щенная Гора и Священный СтанСвященная Гора и Свя­щенный Стан - два разных логано начало у них одно.

Почему это место назвали Священной ГоройПо преда­ниямна этой горе жила ро­гатая змеяПеред зимовкой она оставляла свои рога на камняхКто их найдетста­нет счастливым и богатымТак в народе говорили.

Священная Гора  это святое местоТам нельзя рубить лесстрелять из ружьятак же как и ста­вить капканы на зверяВ 1950-е годы один человек там рубил дровапотом сильно заболел.

Второе место - это Свя­щенный СтанРаньше там останавливались на отдых охотникиЭто место богато птицамизверями и ягода­миПоэтому его так и про­звали в народеСейчас это место называют ТодубайКто ипочему так назвал - никто не знает.

У подножья Священной Го­ры раньше жила семья КохоевыхУ них было много живностив том числе и козВ семьи у них была девуш­ка-шаманУ нее были боль­ные ногиона не ходилаНо когда она шаманилатоле­тала вокруг костраноги её не касались земли. Так лю­ди говорят. Ее похоронили на Священном стане.

Категория: Этноэкология
11245