М. М. Адарова

АУ ДОД «Республиканская станция юных туристов»,
г. Горно-Алтайск

Цель: Познакомить учащихся с экологическими знаниями в традициях и обычаях алтайского народа.

Задачи:

  • привить интерес к изучению традиций и обычаев алтайского народа;
  •  формировать бережное отношение к природе.

Оборудование: репродукции картин И. Ортонулова, М. Чевалкова, фотографии, «Алтайские мелодии».

Ход классного часа:

Организационный момент.

Основная часть

Ведущий: «Алтай —это живой дух, щедрый, богатый, исполин — великан... Туманы, его прозрачные мысли, бегут во все стороны мира. Алтайские озёра —это его глаза, смотряшие во вселенную. Водопады и реки его — речь и песни о жизни, о красоте земли, гор» Г.И. Чорос-Гуркин

Окружающий мир  народ видит таким, какой он сеть в действительности, точнее, вечным, величественным, раз и навсегда данным, но не застывшим, а находящимся в движении, изменении и преобразовании. Отношение человека к природе, обществу, вселенной, и наконец, самому себе эти понятия формируются в человеке издревле, заложенные в нём генетически. В последнее десятилетие в общественном сознании природоохранные проблемы вышли на одно из первых мест.

Что же такое экология? Это слово образовано от греческого «ойкос»-, дом, жилище, т.е. дословно, экология — это наука о доме, о среде обитания. Впервые термин — «экология» предложил в 1886 г. немецкий учёный-биолог Эрнест Геккель.

Почитанием окружающего мира проникнута вся жизнь алтайского народа. Связь с природой отражена в верованиях и представлениях, где видное место занимает обожествление, где есть элементы, направленные на охрану растительного и животного мира.

Экологические знания передаются из поколения в поколение через обряды, традиции. Древние наши предки освоили мир на уровне своего мифа, поэтического мышления. По их представлению окружающий мир существует в гармонии  с человеком, об этом свидетельствуют обычаи, традиции, ритуалы, сохранившиеся до сегодняшнего дня: поклонение небу, почитание объектов природы — гор, рек, озёр, деревьев. Согласно миропониманию древних тюрков окружающий мир понимается как единое целое, а человек в нём лишь частица вселенной. Вся природа Алтая остаётся святым храмом, о чём свидетельствуют ритуалы, обычаи, совершаемые на перевалах, привязывание ленты на деревья, окропление Алтая молоком, угощение едой духов Алтая. По мировидению алтайца всё окружающее имело своего хозяина. В стихотворении С. Суразакова «Хозяин гор» говорится:

На вершинах гор не говори, не кричи
Будь молчалив как камень, Не серди хозяина горы...
Дух Алтая вечен, всемогущ, свят и требует особого почтенного отношения к себе.
Хочет или не хочет, человек должен согласовывать действия с ним.
Все мы молимся нынче
Великому духу Алтая,
Чтоб кедровник шумел,
Чтобы реки остались чисты.
Там на скалах архары,
Мне хочется слышать их топот,
Пусть и ирбис
Не будет испуган,
И загнан людьми...

Так сказано в стихотворении П. Самыка «Молитва духу Алтая».

Экологические проблемы выдвигаются одновременно с этническими и этическими. В местной этнической, национальной культуре отражён экологический опыт, взаимодействие человека с определенной природно-ландшафтной средой. Природоохранные традиции, веками закрепляемые в памяти наших предков, ещё не забылись полностью и сохранились у нас в глубинной памяти на уровне генотипа. Природные условия, в которых развивался народ, оказали сильнейшее влияние на формирование культуры и традиции. Всё это есть спасительная нить в экологическом воспитании подрастающего поколения.

В коренных традициях и образе жизни, в единстве с природой заключается самая естественная форма экологического воспитания поколения. Например, в Японии воспитано почитание природной красоты, философичность и своеобразие понимания основ мироздания, бережное и любовное отношение к любому предмету окружающего мира. Стремление не потерять контакты с природой отложили отпечаток на поведение, образ жизни целой цивилизации.

Начнём с обряда посещения целебных источников— Аржан суу.
Как живая вода для мучительных ран,
Как земное великое чудо —
Никогда не иссякнет целебный аржан
Не иссякнет душа в нас покуда.

А. Адаров

Если вы отдыхаете у аржан-суу или у реки, то может приползти змея. Её по алтайскому поверью нельзя убивать, прогонять потому, что именно она и есть дух воды. Ведь недаром во всех легендах, мифах, сказках древние сокровища охраняют змеи.

К поездке на аржан готовятся заранее. В канун поездки припасают пищу: пекут из пресного теста в сметане лепёшки, готовят свежий талкан и специальные молочные продукты: быштак, курут, сардьу.

Поездки на аржан совершаются только в новолуние и определенные часы дня. Самым благоприятным считается время с 2 до 2 часов дня. К поездке обяэательно готовят (дьалама) ленточки (белого, жёлтого и голубого цветов). От ткани не берут край, его обязательно обрывают и сжигают в доме на очаге. Ленты не должны превышать ширину в два пальца руки человека, отрывают их от куска ткани только вручную. Для дьалама нельзя использовать платки, шёлк, шерстяные ткани. По дороге к источнику едут тихо, спокойно. На пути нельзя ничего ломать, убивать, охотиться, рыбачить. За всякими нарушениями по дороге следит якобы хозяин (ээзи) аржана.

По приезду со стороны востока устанавливается очаг. Привязывают дьалама к дереву возле очага с восточной стороны, сопровождая благопожеланиями (алкышами).

После этого можно идти к аржану, вымыть руки, взять воды для варки чая. Воду берут не от истока, а подальше, если так не сделаешь, то хозяин аржана скажет, что воду берут из его рта. Вскипятив чай, раскладывают пищу на чистой ткани. Чай, мясо на аржанах варят без соли, она считается ядом для хозяина аржана.

Чай кипятят с добавлением талкана. Затем им глава семьи угощает огонь. После этого в чашки наливается молоко, и ложкой кропят 3 раза в сторону аржана и вокруг очага. Все собравшиеся поворачиваются лицом к источнику и кланяются ему. Оставшееся молоко пробуют все члены семьи, размещаясь возле очага. Поев, идут к аржану, трижды пьют из него воду. Перед отъездом кладут в него пуговицы, монетки (медные не разрешаются). У огня остаются один или два человека, ожидая, когда он потухнет.

Так народ почитает один из природных объектов — аржан. Таким же образом почитаются перевалы, горы. Считается что у гор, перевалов есть свои хозяева (ээзи), и они следят, как человек относится к природе.

Священное дерево у алтайцев имеет культовое значение, И нужно уметь правильно повязывать ленточку (дьалама). Есть определенное место - это середина ветки. Повязывая ленту, вы соединяете небо, землю и космос.

Перед этим сконцентрируйте своё внимание на добрые мысли, благословите не только свою жизнь, а весь окружающий мир вокруг вас. Все мысли должны быть только позитивными. Ваши импульсы распространятся по Вселенной и возвратятся к вам обратно в виде удачи, здоровья и благоденствия народа.

У алтайцев есть пословица: если тебе плохо, если тебе трудно, то надо перейти большую реку, перевалить большой перевал. О чём это говорит? Вот вы поднялись на перевал в горах. Здесь стоит дерево, на котором висят ленточки. Обратите своё внимание, что все они в основном белого цвета. Белый цвет — это светлые мысли. Иногда можно увидеть и другие цвета: жёлтый и голубой. Жёлтый — это цвет земли, а голубой — символ неба. Никогда не вешайте на священное дерево пёстрые и чёрные ленты, т.к. черный цвет говорит уже сам за себя. Не стоит также повязывать всё, что вам захочется. Иногда туристы по своему не знанию вешают на деревья носовые платочки, пакеты, грязные тряпки и.т.д. Этим действием они оскверняют сакральное место и проявляют полное невежество по отношению к традициям и обычаям коренных жителей Горного Алтая.

На перевалах Великому духу Алтая делают кропление молоком, чтобы человек мог проехать свой путь без помех и происшествий. Водкой и вином кропление совершается черным духам, чтобы задобрить их. При хорошем настроении они не будут уже строить козни человеку, вершить зло на его пути. При закате солнца, особенно ночью на старую луну, кропление не делают, так как это время тёмных сил.

Огонь — это святое для каждого алтайца, живущего здесь в горах. Для них он живой, с ним ведут разговоры, как с членами рода и семьи. По представлениям местных жителей — это дух в виде женщины. Мать-огонь освещает не только жилище, она освещает хребты Алтая и ездит на бело-жёлтой лошади. От-Эне (Огонь-Мать), материнский культ женского олицетворения очага. У всех алтайских племён и народов существовал культ огня и  связанные с ним обряды

Заключение

Для каждого алтайца Горный Алтай является храмом — местом не только проживания, но и местом духовной и физической чистоты и очищения, правила поведения внутри которого по важности, целесообразности и обязательности ничем не уступают правилам других мировых религиозных течений. Единственное отличие от других заключается в нерукотворности этого храма. Оно построено самой природой и действуют там законы природы — высшего разума.

«Алтай — колокол земли, но звон его дано не каждому слышать. Алтай-эпицентр четырех океанов, но не всяк ощутит его. Алтай — стойбище алмысов, но пройдёшь мимо и не заметишь их. Алтай называют жилищем трёх богов, но приём они оказывают не всем. Здесь по ночам веселятся распутные дочери Эрлика, но не узришь их. В определенное время слетает с небосвода мифический конь Аргымак и мчится огненной стрелой над священным Алтаем, но не поймаешь его, не догонишь его и не проскачешь на нём в ту Благодатную Страну — Беловодье…» (В.Ф. Хохолков)

Использованная литература:

1. Ачимова А. А. Использование краеведческого материала на уроках биологии (6— 7 кл.) / А. А. Ачимова.— Горно-Алтайск, 2006. — 88с.

2. Барышева Ю. А. Формирование эколого-краеведческих знаний в начальной школе /  Ю. А Барышева. — М., 1997. 104 с., илл.

3. Духовная культура Алтая - экология жизни. — Горно-Алтайск, 2003. - 143 с.

4.Кан—Алтай.—2000.— №19.—40с.

5. Кокпоева А. Г. Природа родного края / А. Г. Кокпоева, В. К. Татина.— Горно-Алтайск, 2005. — 94 с.: ил.

6. Тадина Н.А. Алтайская свадебная обрядность (ХIХ -ХХ вв.) / Н. А.  Тадина.— Горно-Алтайск : Юч-Сюмер, 1995.

 

Экология в традициях и обычаях алтайского народа

 

Дайджест
Чоя, 2008

Алтай это живой дух, щедрый, богатый, исполин -
великан... Туманы, его прозрачные мысли, бегут во все
стороны мира. Алтайские озёра это его глаза,
смотрящие во вселенную. Водопады и реки его - речь и
песни о жизни, о красоте земли, гор».

 

Г.И.Чорос-Гуркин

 

 

Окружающий мир народ видит таким, какой он есть в действительности, точнее, вечным, величественным, раз и навсегда данным, но не застывшим, а находящимся в движении, изменении и преобразовании. Отношение человека к природе, обществу, вселенной, и наконец, самому себе эти понятия формируются в человеке издревле, заложенные в нём генетически. В последнее десятилетие в общественном сознании природоохранные проблемы вышли на одно из первых мест.

Что же такое экология? Это слово образованно от греческого «ойкосдом», жилище, т.е. дословно, экология — это наука о доме, о среде обитания. Впервые термин «экология» предложил в 1886 г. немецкий учёный-биолог Эрнест Геккель.

Почитанием окружающего мира проникнута вся жизнь алтайского народа. Связь с природой отражены в верованиях и представлениях, где видное место занимает обожествление, где есть элементы направленные на охрану растительного и животного мира.

Экологические знания передаются из поколения в поколения через обряды, традиции. Древние наши предки освоили мир на уровне своего мифа поэтического мышления. По их представлению окружающий мир существует в гармонии с человеком, об этом свидетельствуют обычаи, традиции, ритуалы, сохранившиеся до сегодняшнего дня: поклонение небу, почитание объектов природы - гор, рек, озёр, деревьев. Согласно миропониманию древних тюрков окружающий мир понимается как единое целое, а человек в нём лишь частица вселенной. Вся природа Алтая остаётся святым храмом, о чём свидетельствуют ритуалы, обычаи, совершаемые на перевалах, привязывание ленты на деревья, окропление Алтая молоком, угощение едой духов Алтая. По мировидению алтайца всё окружающее имело своего хозяина. В стихотворении С.Суразакова «Хозяин гор» говорится:

 

«На вершинах гор не говори, не кричи

Будь молчалив как камень,

Не серди хозяина горы...»

Дух Алтая вечен, всемогущ, свят и требует особого почтенного отношения к себе. Хочет или не хочет, человек должен согласовывать действия с ним.

Все мы молимся нынче

Великому духу Алтая,

Чтоб кедровник шумел,

Чтобы реки остались чисты.

Там на скалах архары,

Мне хочется слышать их топот,

Пусть и ирбис,

Не будет испуган,

И загнан людьми...

Так сказано в стихотворении П.Самыка «Молитва духу Алтая».

Экологические проблемы выдвигаются одновременно с этническими и этическими. В местной этнической, национальной культуре отражён экологический опыт, взаимодействие человека с определенной природно-ландшафтной средой. Природоохранные традиции, веками закрепляемые в памяти наших предков ещё не забылись полностью и сохранились у нас в глубинной памяти на уровне генотипа. Природные условия в которых развивался народ оказали сильнейшее влияние на формирование культуры и традиции. Всё это есть спасительная нить в экологическом воспитании подрастающего поколения.

В коренных традициях и образе жизни, в единстве с природой заключается самая естественная форма экологического воспитания поколения. Например, в Японии воспитано почитание природной красоты, философичность и своеобразие понимания основ мироздания, бережное и любовное отношение к любому

предмету окружающего мира. Стремление не потерять контакты с природой отложили отпечаток на поведение, образ жизни целой цивилизации.

Начнём с обряда посещения целебных
источников - Аржан суу.
...Как живая вода для мучительных ран,
Как земное великое чудо –
Никогда не иссякнет целебный аржан
Не иссякнет душа в нас покуда.

А.Адаров

 

 

Аржан - Суу

Если вы отдыхаете у аржан-суу или у реки, то может приползти змея. Её по алтайскому поверью нельзя убивать, прогонять потому, что именно она и есть дух воды. Ведь недаром во всех легендах, мифах, сказках древние сокровища охраняют змеи.

К поездке на аржан готовятся заранее. В канун поездки припасают пищу: пекут из пресного теста в сметане лепёшки (теертпек), готовят свежий талкан и специальные молочные продукты: быштак, курут, capjy.

Поездки на аржан совершаются только в новолуние и определенные часы дня. Самым благоприятным считается время с 12 до 2 часов дня. К поездке обязательно готовят (Jалама) ленточки (белого, жёлтого, голубого цветов). От ткани не берут край, его обязательно обрывают и сжигают в доме на очаге. Ленты не должны превышать ширину в один палец руки человека, отрывают их от куска ткани только вручную. Для Jалама нельзя использовать платки, шёлк, шерстяные ткани. По дороге к источнику едут тихо, спокойно. На пути нельзя ничего ломать, убивать, охотиться, рыбачить. За всякими нарушениями по дороге следит якобы хозяин (ээзи) аржана.

По приезду со стороны востока устанавливается очаг. Привязывают Jалама к деревцам возле очага с восточной стороны, сопровождая благопожеланиями.

После этого можно идти к аржану, вымыть руки, взять воды для варки чая. Воду берут не от истока, а подальше, если так не сделаешь, тохозяин аржана скажет, что воду берут из его рта. Вскипятив чай, раскладывают пищу на чистых подстилках. Чай, мясо на аржанах варят без соли, она считается ядом для хозяина аржана.

Чай кипятят с добавлением талкана. Свежевскипячённым чаем главы семей угощают огонь. Затем в чашки наливается молоко, и ложкой кропят 3 раза в сторону аржана и вокруг очага. Все собравшиеся поворачиваются лицом к источнику и кланяются. Оставшееся молоко пробуют все члены семьи. После этого все размещаются возле очага, делается угощение аржану. Поев, идут к аржану, трижды пьют из него воду. После этого пьют чай, едят. Перед отъездом кладут в аржан пуговицы, монетки (медные не разрешается). У огня остаются один или два человека, ожидая, когда он совсем потухнет. Поднося монетку, пуговицы обязательно кланяются.

Так народ почитает один из природных объектов - аржан. Таким же образом почитаются перевалы, горы. Считается что у гор, перевалов есть свои хозяева (ээзи), и они следят, как человек относится к природе.

Священное дерево у алтайцев имеет сакральное значение, т.е. черт бактерии, вирусы, которые боятся этих смолистых, эфирных излучений этой веточки. Ленточка одна выше, другая ниже, это значит, не должно быть как негатива, так и позитива, не впадать в крайности, выбираем середину и привязываем. Это значит, связь неба, земли и космоса. Мы едины и нет разницы, что в верху, то и внизу. Почему ленточка священна? Перед тем как привязывать её мы молимся, т.е. концентрируем своё внимание на добрых мыслях, и как бы благословляем не только свою жизнь, мы благословляем весь окружающий мир, заботимся о человечестве и мы оставляем свои мысли, мыслеформы, а мысль энергия, она материальна. И вот оставив свои благопожелания, мысли, и импульсы распространяются во Вселенной и возвращаются обратно к нам в виде удачи, здоровья, благоденствия народа.

У алтайцев есть пословица: если тебе плохо, если тебе трудно, то надо перейти большую реку, перевалить большой перевал. О чём это говорит? Вот мы поднялись на перевал, здесь стоит дерево, на нём веточки с ленточками: белые, голубые, жёлтые. Белый цвет — это светлые мысли, благопожелания, жёлтый - с землёй связано, а голубой -символ неба. Но нельзя привязывать на деревьях пёструю с полосками ленту, особенно запрещается привязывать чёрную ленту, т.к. чёрный цвет символ зла Эрлика.

 

Духу Алтая на перевалах кропление делают молоком, чтобы этот путь проехать без происшествия. Водкой и вином кропление делают чёрным духам, чтобы они получили это «угощение» и «отвалили», не мешали путнику, т.к. чёрные вещества параллельного с нами мира совершают человеку зло в пути. При закате солнца, особенно ночью в старолуние, кропление не делают, т.к. в это время чёрные вещества, вещества зла, увеличиваются в небе, буйствуют.

Об огне. Как живой он, с ним ведут разговор как с членами рода и семьи.

 

Мать огонь освещает не только жилище, она освещает хребты Алтая. Она ездит на бело-жёлтой лошади. В алкышах (благопожеланиях) огонь ассоциируется в образе женщины. От-Эне (Огонь Мать), материнский культ женского олицетворения очага. У всех алтайских племён и народов существовал культ огня, и связанные с ним обряды их существенной частью были алкышы.

Тысячеголовая мать — огонь,
Высеченная отцом великая пламя,
Да будет крепким
Матерью вкопанный каменный очаг,
Выше его три тагана,
Выше его три жерди,
Зола подобная талкану.
Соберётся стогом Слава,
Находящемуся на небе богу Ульгеню.

 

Для каждого алтайца Алтай является храмом -местом не только проживания, но и местом духовной и физической чистоты и очищения, правила поведения внутри которого по важности, целесообразности и обязательности ничем не уступает правилам других мировых религиозных течений.Единственное отличие от других заключается в нерукотворности этого храма. Оно построено самой природой и действуют там законы природы - высшего разума.

 

 

Список использованной литературы

Духовная культура Алтая - экология жизни. -Горно-Алтайск, 2003. - 143 с. Канн - Алтай. - 2000. - №19. - 40 с. Кокпоева А.Г. Природа родного края. - Горно-Алтайск, 2005. - 94 с. ил.

Тадина Н.А. Алтайская свадебная обрядность (XIX - XX вв.) - Горно-Алтайск, Горно-Алтайское республиканское книжное издательство «Юч-Сюмер», 1995. - 207 с.