Печать
Музыкальные истории. «Шахерезада» Н.А. Римского-Корсакова (1888)

Сотрудники отдела информационных ресурсов продолжают цикл онлайн-бесед «Музыкальные истории».

В новом выпуске мы представляем симфоническую сюиту «Шахерезада» русского композитора Николая Андреевича Римского-Корсакова, источником сюжета которой является памятник арабской литературы, основанный на фольклорных сказках Индии, Ирана и арабских народов «Тысяча и одна ночь». Сюжет знаком всем: Султан Шахрияр, уязвленный изменой жены, решает мстить всем женщинам, убивая их после первой брачной ночи. Конец этой тирании положила мудрая дочь визиря Шехерезада. Она по ночам рассказывала султану занимательные сказки, обрывая нить повествования с наступлением рассвета на самом интересном месте. Одержимый любопытством Шахриар откладывал ее казнь в течение 1000 ночей, а в 1001 ночь он помиловал Шехерезаду.

Римский-Корсаков стал первым композитором, который не побоялся обратиться к этому сюжету, отпугивющему многих своей жестокостью и чрезмерной откровенностью в некоторых эпизодах. Изначально «Шехерезада» приобрела под пером автора классическую форму сюиты, ведь каждая ее часть получила собственный программный комментарий и название («Море и Синдбадов корабль», «Фантастический рассказ Календера-царевича», «Царевич и Царевна», «Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником»). После отказа композитора от наименования частей в пользу их простой нумерации произведение стало больше похоже на симфонию. Отсюда и появилось нынешнее полное наименование «Шехеразады» - симфоническая сюита.

В этом выпуске представляем вашему вниманию исполнение «Шахерезады» Венским филармоническим оркестром под управлением дирижера Валерия Гергиева на фестивале в Зальцбурге в 2005 году.

Приятного вам просмотра и прослушивания!

https://www.youtube.com/watch?v=laRdP-At92k

Категория: Музыкальные истории
1546