Козлова Надежда Валентиновна, Сумачакова Светлана Садыковна

БУ РА «Национальная библиотека имени М. В. Чевалкова», г. Горно-Алтайск

Сегодня гражданам и обществу в целом требуется больше экологической информации и знаний в области экологии. Немалую роль в вопросах распространения экологической информации, экологического образования и воспитания играют библиотеки, которые по характеру своей деятельности не могут стоять в стороне от движения в защиту окружающей среды.

Национальная библиотека имени М. В. Чевалкова — доступный институт информации и знаний — поддерживает государственные программы по улучшению экологического просвещения, образования и воспитания. В библиотеке в настоящее время собрано более пяти тысяч документов, связанных напрямую с экологией (законодательные, нормативные, аналитические, методические, научно-популярные, учебники, учебные пособия, периодические издания).

Успешно развивается доступ к экологической информации через сайт библиотеки. Программа «Экология» (2003—2005 гг.), разработанная авторами доклада, активизировала деятельность библиотеки и позволила разнообразить формы и методы работы в области экологического просвещения, образования и воспитания школьников и молодежи. Итогом стал сборник «И мы в ответе за жизнь на планете...». В 2010 году за предоставленные материалы «И мы в ответе за жизнь на планете...» на Общероссийский конкурс «Библиотеки —экологической науке и просвещению» (организаторами конкурса выступили Российская библиотечная ассоциация (РБА), Федеральное агентство по науке и инновациям, Комиссия по экологической политике и др.) Национальная библиотека была награждена Почетной грамотой «за воспитание экологической грамотности, формирование культуры населения и пропаганду научных знаний». С 2006 по 2010 год реализован проект «Библиотека и экологическое образование». В настоящее время библиотека работает по проекту «Экологическая культура на пути к устойчивому развитию». За многие годы у библиотеки сложились хорошие отношения с общеобразовательными, средне-специальными учреждениями города, Горно-Алтайским государственным университетом, Республиканским центром дополнительного образования детей (отдел экологии). Сегодня в массовом библиотечном обслуживании представлены различные образовательные технологии и системы формирования и развития экологической культуры. Формы работы: лекции, беседы, конференции, акции, фестивали, квесты, интеллектуально-познавательные и образовательные игры, викторины, конкурсы, метод проектов, экоуроки — имеют четкую направленность, выражающуюся в специфических возможностях, и решают конкретную информационную, образовательную и воспитательную задачу.

С 2011 года в республике проходит ежегодный фестиваль «Земля снежного барса». Он проводится в целях привлечения внимания жителей региона к проблеме сохранения редких, исчезающих видов животных и растений, воспитания экологической культуры, вовлечения населения в природоохранную деятельность.

Организаторами фестиваля выступают особо охраняемые природные территории федерального значения: Алтайский и Катунский заповедники, Национальный парк «Сайлюгемский» и Алтае-Саянское отделение Всемирного фонда дикой природы (WWF). Библиотека — постоянный участник фестиваля, на протяжении 9 лет занимается экопросветительской деятельностью по теме «Сохраним снежного барса» (просмотры фильмов, беседы, викторины, экоигры и т. п.).

Большим разнообразием отличаются игровые информационные площадки в финалах фестивалей, которые проходят в Горно-Алтайске в торжественной обстановке. В 2018 году присутствующие на фестивале с большим интересом принимали участие в интеллектуально-познавательной игре «Все о снежном барсе»: «Что мы знаем о барсе?», «Барс на гербах», «Барс в легендах и мифах», «Рацион барса»

Игровая информационная площадка, подготовленная в 2019 г., включала в себя такие разделы: «Самый умный краевед» (о животных и растениях, занесенных в Красную книгу РА), «Узнай растения по листьям и семенам», «Лесная школа», «Буквомикс», «Файндворд» — игры со словами. За 9 лет в данных мероприятиях приняло участие более 1500 школьников и молодежи.

Сотрудники библиотеки стали инициаторами ежегодной акции «Экологическая тропа», приуроченной к Всемирному дню защиты детей. Акция включает прохождение участниками различных станций, на каждой из которых проводится мероприятие. Темы постоянно обновляются. В 2017 году — «Чур! Заповедано!», «Приметы погоды», «Экошарики», «Следопыт», очки из бочки»... Особенно нравятся детям мастер-классы, где специалисты обучают всех желающих полезным навыкам: изготовлению подарочных упаковок в стиле фуросики, вторичному использованию твердых бытовых отходов, например, росписи бутылок витражными красками или изготовлению божьей коровки из пластмассовых ложек, изготовлению рыбок из разовых бумажных тарелок.

В начале 2012 года в библиотечную практику введены «Экологические переменки». Они проходят в общеобразовательных школах и посвящаются различным экологическим датам (День климата, День водно-болотных угодий, День птиц и др.). Это викторины, блиц-опросы, просмотры и обсуждения видеосюжетов, интеллектуально-познавательные игры. Они пользуются большой популярностью среди учащихся и педагогов. Простота этой формы позволяет не только решать задачи экологического образования и воспитания, но и популяризировать литературу по экологии среди большого числа обучающихся. Помогают проводить такие «переменки» волонтеры из числа школьников —активные участники экологических клубов.

5 июня, во Всемирный день окружающей среды, в библиотеке проходят мероприятия для детей младшего и среднего возраста. В 2018 году программа этого дня была очень разнообразна. Например, веселая эстафета «Зоозабеги»: «Пингвины», «Меткий хамелеон», «Покорми пеликана», «Лягушки на охоте»; интеллектуально-познавательные игры: «Животные —национальные символы стран», «Рыбы с названиями наземных животных», «Лесная газета», «Мусор земле не к лицу», «Животные и спорт», «Метеобюро», «Бабочки». Ответы дети могли найти в книгах по экологии, размещенных на выставке.

Широко используются в практике беседы и обсуждения художественной литературы: Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц», В. В. Бианки «Лесная газета», В. Г. Распутин «Прощание с Матерой», а также интересные статьи по экологии из таких журналов, как «Наука и жизнь», «Вокруг света», «Химия и жизнь»...В 2019 году в День защиты животных школьники обсуждали статью «Экология человечности: человек и животные» («Природа и человек —XXI век», 2017, № 4), а также выполнили и защитили свои проекты по теме «В защиту животных». В практической деятельности библиотеки широко используется ТРИЗ-педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. Выполняя предложенные задания-задачи, школьники и студенты учатся рассуждать, размышлять, искать и сопоставлять информацию из разных источников. (Например, такое задание. К настоящему времени в Республике Алтай выявлено 230 чужеземных видов, более 30 из них являются потенциально инвазивными, т. е. способными внедриться в новую среду обитания. Чем опасны инвазии чужеземных видов для нашего региона? Приведите примеры).

Для студентов в библиотеке или на базе средне-специальных учебных заведений проводятся экологические квесты, фестивали с целью в увлекательном игровом формате привлечь молодежь к вопросам охраны природы («Страна заповедная», «Земля — наш общий дом», «Экоэрудит»).

Традиции и обычаи, касающиеся отношения народов, в том числе алтайцев, к природе находят отражение в содержании многих мероприятий («Священные животные и растения алтайского народа», «Тема экологии в фольклоре и произведениях алтайских писателей», «Культ гор Алтая», «Поклонение аржану» и др.

Ежегодно уделяется внимание и «мусорной» теме. Очень важно рассказать, показать и научить, как правильно обращаться с отходами. Цель мероприятий — формирование правильной потребительской культуры. Инициатором многих из них является Алтайский государственный биосферный заповедник. Наше сотрудничество длится около тридцати лет. В 2018 году с 20 марта по 20 апреля прошла большая акция «Пластиковым бутылкам — новую жизнь!». В ней приняли участие общеобразовательные учреждения города. Предлагалось не только организовать пункт сбора пластиковых бутылок, но и изготовить из них разные фигуры, проявив творческую фантазию. Номинации: «Самая объемная фигура», «Самая оригинальная фигура», «Самая грандиозная фигура». В ходе акции сотрудники библиотеки провели викторины: «Пластиковая бутылка: вред или польза», «Знаешь ли ты?», раздавали буклеты и листовки. С 2017 года Алтайский заповедник установил в библиотеке контейнер для сбора использованных батареек.

Проводимая работа по экологическому образованию и воспитанию наглядно демонстрирует необходимость участия Национальной библиотеки в природоохранной деятельности в интересах устойчивого развития региона. Это реальные дела, пусть и не масштабные и не столь уж сложные, но ясные по целям и мотивам, позволяющие формировать систему экологических ценностей и делающие процесс экологического образования и воспитания непрерывным.

С 2017 по 2019 год проведено 74 мероприятия, в которых приняло участие 5460 человек.

Полную информацию о деятельности библиотеки по экологическому направлению можно найти на нашем сайте www.nbra.ru



Козлова Н. В. Экологическое образование и воспитание в деятельности Национальной библиотеки имени М. В. Чевалкова (Республика Алтай) / Н. В. Козлова, С. С. Сумачакова. – Текст: электронный // Непрерывное экологическое образование: проблемы, опыт, перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции (31 октября — 1 ноября 2019 г.). — Томск: Дельтаплан, 2019. — С. 221-223. - URL: rcro.tomsk.ru (дата обращения: 30.01.2020).