Анжелика Баранчикова
г.Горно-Алтайск, 2017 г.


Предисловие

У нас в Горном Алтае любая гора, любая река, любое озеро, пещера, лог  имеет свою историю, свои мифы и легенды. Это ни для кого не секрет. Куда ни посмотришь –везде места, имеющие свою мифологическую интерпретацию. Впрочем, это и не удивительно, ведь наш Алтай сказочен, неповторим по своей красоте.

С  древних времен в слове Алтай сплелись мифы и легенды, быль и сказки. В предисловии к книге «Маадай- Кара» алтайский поэт А.Адаров написал: «Никого не оставляет равнодушным первозданный мир природы горного края. Кто хоть раз побывал в алтайских горах, любовался цепью белоснежных вершин, кто испил из студеных и светлых, как хрусталь, вод, проходил по альпийским лугам, покрытым буйным разнотравьем, тот, конечно,навсегда полюбил край щедрого солнца,сверкающих ледников, густых лесов,стремительных рек и величественного безмолвия великих горных отрогов…»

Цель моей работы поисково- исследовательская: собрать и издать мифы и легенды, связанные с окрестностями реки Улегем.

Сначалая проявила интерес к названиям рек, гор, окружающих село Купчегень,А потом начала записывать мифы и легенды. Так как я учительрусскогоязыкаи литературы, перевела мифы и легенды на русский язык.

Процесс собирания нужного материала- это очень трудоемкая работа. Душа радуется, что «живое слово» передается из поколения в поколение, что люди помнят и любят своих героев, свой родной край. Все и мифыи легенды мне рассказали Анатпаева Татьяна Баятовнаи моя бабушка Тайляшева Елена Яковлевна. ( Они давно ушли в мир иной)Что интересно – обе почтенные женщины принадлежали роду «алмат».Свими предками они называли «алмысов», снежных людей, которые живут в параллельном мире, которые очень часто приходили к нам.Например, Татьяна Баятовна рассказывала, что их предки жили в урочище Калбак- Таш и каждый знал историю похищения мальчика алмысами. Алмысы похитили мальчика по имени Байсудур, которому было всего восемь месяцев, чтобы воспитать и впоследствии женить на девушке – алмыске, в целях обновления крови. Охотник с женой ( родители похищенного мальчика)нашли пещеру, где жили алмысы.Они тихонько пробрались к входу, зашли и увидели, что мальчик ползает и играет, а бабушка- алмыска крепко спит. Мать поманила мальчика, показав грудь, Байсудур, увидевзнакоме родное лицо и грудь матери, подполз к ней. Женщина скорее схватиласына и побежала от этого места. Так был спасен мальчик, который должен был продолжить род алмысов в устьях реки Кадрин. А алмысы ушли с этих мест ни с чем.

Женщины из рода «алматов» обладали даром гипноза, соответствовали своему статусу: лечили людей, проводили разные обряды,главенствовали в семье. Низкий поклон женщинам, поведавшим мне мифы и легенды Улегемской долины.

Сборник «Мифы и легенды Улегемской долины» был опубликован в 2015 году, в количестве 50 экземпляров. В нем было двенадцать сказаний. Затем, я добавила еще  восемь легенд, которые мне рассказал Санаков Ярмут Тришевич . Удивительный человек, который знал очень много и прожил интересную жизнь. После него остались в нашей памяти его рассказы и благопожелания. Теперь сборник  содержит не двенадцать , а двадцать мифов и легенд.

1. Скала – страж в Кур- Кечу.
2. Хозяйки реки Улегем
3. Алтай- часть Вселенной.
4. Алмысы в Кара-Суу, Синий Яр.
5. Счастливая семья.
6. Катунь,урочище Кара – Суу и шаманы.
7. Заяц.
8. Ак – Кебюк.
9. Эрдьине.
10. Кулдьюкай.
11. Тайна лога Кежелу.
12. Курманак.
13. Охота на орла.
14. Алаштай и Карагез
15. Клад рода
16. Хозяйка перевала Чике – Таман
17. О хозяине Чуйского тракта
18. Почитание огня
19. Урочище «Кызыл Тыт»
20. Эрендой

Места, описанные в легендах, простираются с южной стороны Горы Чике-Таман до извилистых бомов Кур – Кечу. В этих легендах преобладают образы смелых и бесстрашных людей, которые не задумываясь готовы отдать свои жизни за светлое будущее своего Алтая, за продолжение человеческого рода, за жизнь и безопасность всего народа.

Читая эти легенды, Вы узнаете о борьбе великих личностейс темными силами, с несправедливостью. В итоге добро всегда побеждает зло. Передавая из уст в уста, из поколения в поколение эти удивительные мифыи легенды, люди воплощали в них свои мечты о справедливости, доброте, бескорыстии, счастье.

Почти в каждом мифе воспевается красота и первозданность природы Горного Алтая.Образ Алтая одушевлен, Алтай – Кудай(хозяин Алтая) помогает простому человеку. Мы видим, как с древних временнаш народ почтительно и уважительноотносится к природе Алтая – Кангая. Наверное, поэтому наша природа до сих пор жива, прекрана и сказочна.

Читайте легенды, любите Вселенную, наш Алтай!


Скала – страж в Кур - кечу

Давным – давно, когда нас с Вами не было на свете, на Алтай напали враги. Они захватили в плен много народу, среди них была девушка пятнадцати лет. Она была очень красивой. Если посмотреть на нее спереди, была похожа на солнце, а сзади она была похожа на луну. Ее звали Ай-Кюн(дословный перевод Луна- Солнце).

Дорога,по которой погнали, как животных, пленных пролегала по правому берегу Катуни(недалеко от того места, где река Улегем впадает в Катунь). И вот , пленные провели первую ночь в неволе под открытым небом. На утро враги решили принести в жертву своим богам самых красивых и юных девушек. Среди них была и наша Ай-Кюн. Девушек привязывали к деревьям и умерщвляли путем распятия. Ай-Кюн молилась Алтай-Кудаю, просила помочь ей и пленным, она плакала, умоляла грозных палачей не убивать людей, но тщетно. Остановилось сердце у нашей Ай-Кюн. Вдруг на небе появились черные тучи. Сверкнула молния, загремел гром и пошел сильный дождь, которого заменил град величиной с человеческий кулак. Погибли все: лошади, верблюды, пленные и враги. Остался в живых лишь один человек. Он распорол брюхо мертвого верблюда, забрался в него и уцелел.(А то как бы дошла эта история до нас с Вами)

На другой день или намного позже в противоположной стороне реки Катунь, на берегу Улегем появилась скала, напоминающая форму богатырской головы.Говорят, Алтай-Кудай внял мольбам юной девушки. Творец поставил скалу – страж, который и сейчас сторожит это место, охраняет наши реки, наш Алтай от врагов.

Хозяйки реки Улегем

Жили- были две сестры Улу и Кем. Они были дочерьмиАржанСуу и Тымык Кол. Обе были красавицы, играли, смеялись, были дружны меж собой. Так случилось,что однажды к АржанСуу и Тымык Кол приехал богатырь свататься к одной из их дочерей. Обе сестры влюбились в этого богатыря с первого взгляда. Богатыря звали ЧикеТаман. Родителям же не хотелось разлучать своих любимых дочерей, тогда они решили их обеих отдать богатырю в жены. Все были довольны. Чике – Таманженился на сестрах… Он был умным и мудрым. Во избежание ссор между женами, он сам обосновался посередине, старшая Улу забралась под его левую подмышку, а младшая Кем под правую подмышку.

Случилось так, что на Алтай напали враги. Тогда, чтобы спасти себя и жен, богатырь превратился в гору Чике-Таман. Своих жен он превратил в реки: Большой Улегем и Малый Улегем.

Алтай – часть Вселенной

Бог Улгень сотворил Алтай за три дня. В первый день – леса и горы, во второй день – реки и озера, а на третий день – людей и животных. Улгень сотворил Алтай и благословил его:

Алтай – ты центр Вселенной,
Алтай – ты пуп шара Земного,
Алтай – ты хранитель тайн Человечества,
Алтай – ты спасатель рода людского.
Будь богат и прекрасен, охраняй свою природу,
Охраняй народы, живущие на Алтае.
Ты – живой организм, бессмертен и могуч.
Реки – твои кровеносные сосуды,
Они дают всему живому – силу и могущество.
Пусть будет вечен Алтай!

Алмысы в Карасуу, Синий Яр

В урочище Кур Кечу напротив реки Катунь есть один лог под названием Кара Суу. Так вот на этом логу с правой стороны находится Синий Яр. Это место местные люди называют логовом «алмысов»(снежные люди, обладающие недюжинной силой и паранормальными способностями, они живут семьями , имеют детей). В логу Кара Суу жил один пастух, который пас свой скот, имел свое  хозяйство. Он очень любил лошадей. Как то раз пастух заметил, что по утрам его лошади сильно усталые, взмыленные, грелись на солнце. Тогда этот человек решил ночью караулить своих лошадей. Настала ночь, и он увидел, что из яра вышли алмысята, сели на лошадей и стали носиться по ночному Кара Суу. Хозяин решил наказать виновников. Ему удалось поймать только одного из ночных озорников. Человек нарвал колючку «сарытегенек» и выпопролалмысенка.В свою очередь алмыса сын спросил: «Как тебя зовут, человек?» «Меня зовут Былтыр» (дословный перевод-прошлыйгод),- сказал пастух.Настало утро. Алмысенок побежал жаловаться своей матери. Мать спросила его о том, кто его обидел. Асын говорит: «Меня избил Былтыр». Алмыска засмеялась и говорит: « Тебя обидели в прошлом году, а ты вспомнил об этом только в этом году». Так мудрый человек спас своих лошадей, наказал алмысов, а сам остался невредим. С тех пор алмысы страшно боятся этой колючки под названием «сарытегенек». Это правда!

Счастливая семья.

Давным – давно, когда нас с Вами не было на свете, жили- были старик со старухой. Жили они на верховьях реки Улегем. Старика звали Ак – Каан, а его жену –Агунай. Долго жили они на этом свете, все у них было: и скот, и богатство, и верноподданные. Только вот беда: не было у них наследника, кому бы можно было оставить все состояние. По этому поводу все им сочувствовали, но ничем не могли помочь.

Как – то раз осенью, Ак – Каан со своими слугами отправился на охоту. Было новолуние. Охотники добрались до нужного места, где они каждый год охотились. Они стали укладываться на ночлег. Ак – Каану отвели почетное место под кедром. Наконец все хлопоты с ночлегом были позади, все легли спать. И вот почтеннейшему старику снится сон: со стороны горы к нему подходит старец с белой бородой и говорит ему: «О, Ак – Каан, мы почти ровесники с тобой. Я знаю все про тебя. Я – хозяин этих мест, никогда не показывался тебе. Настал момент помочь тебе, слушай меня внимательно. На этот раз забудь про охоту, утром отпусти всех своих слуг. Сам иди к подножию горы, увидишь там аил, зайдешь и увидишь то, что тебе так нужно». После этих слов старец вдруг исчез, Ак – Каан проснулся и увидел, что уже наступило утро. Он поступил так, как было велено ему старцем.

     И вот Ак – Каан уже на подножии горы, возле аила. Еще шаг, ион в аиле. А там никого нет. Только за очагом висит колыбель, в нем лежит ребенок и улыбается ему. Ак – Каан от радости замешкался, не зная как поступить ему дальше. Но он вовремя взял себя в руки и понял, что этот ребенок его.

По дороге малыш заговорил. Оказывается, он рос не по дням , а по часам. Отец дал ему имя Алтын – Тууди. Когда они подъезжали к дому, мальчик уже настолько подрос и сидел сзади своего отца на коне.

Родители в честь сына устроили большой «той». Ак – Каан во имя хозяина Алтая принес в жертву коня, окропил молоком все четыре стороны света и произнес благопожелания:

 О, хозяин Алтая,
 Ты могуч и велик!
 Молюсь, восхваляю,
 Священный твой лик!
 Будь же ты вовек с нами рядом!
 Чтобы нам Земля казалась раем!

     Совсем скоро Алтын – Тууди достиг совершеннолетия, родители его женили на прекрасной девушке, дочери Чике – Таман, Алтын Чач с золотыми волосами.( Помните, читатели, он женился на сестрах Улу и Кем? Улу родила ему дочь Алтын Чач, а Кем – сына Терен – Санаа). Им всем было очень хорошо, они жили долго и счастливо. Ведь им покровительствовал сам хозяин Алтая.

Катунь, Урочище Кара Суу  и  шаманы

Когда –то давным – давно жил на Алтае  человек по имени Термиш. Он был беден и была у него одна кобыла, больше у него не было никакой скотины. Весной кобыла принесла жеребенка. Захотелось хозяину кобылы кумыса, но закваски не было. Он пошел к соседям просить закваску для кумыса, но ему не дали. Угостили его чашкой кумыса, а он сделал вид, что пьет, сам кумыс налил в бороду, прибежал домой и выцедил в «борбуй» (сосуд для кумыса) из бороды жидкость, сверху налил кобыльего молока, так у него появился кумыс. Вот таким смекалистым, умным человеком был наш знакомый. Постепенно, год за годом кобыла приносила жеребят, и стал Термиш зажиточным человеком с табуном лошадей.

Однажды осенью он поехал на охоту в лог «Ак – Кобы»( Белая ложбина). Термиш расположился на ночлег около Катуни. Ночью он увидел сон: вышла из Катуни очень красивая женщина, подошла к нему, наклонилась и положила ему под голову белый блестящий предмет. Перед уходом женщина сказала ему: « Это твой дар великого шамана, используй его правильно, для пользы людям, береги этот дар и передавай своим потомкам, ты – избранный». Термиш встал утром и вспомнил про свой сон. Он увидел белый блестящий камень правильной округлой формы. С этого дня Термиш стал понимать язык животных и птиц, по одному взгляду понимать желание любого человека. Так наш знакомый стал шаманом и начал помогать людям.

Как –то шаман Термиш проезжал устье урочища Кара – суу и встретил на пути своего старого знакомого, тоже шамана по имени Сопок. Они разговорились. Постепенно, слово за слово, начался спор. Термиш говорил, что он может прогнать тучи и остановить дождь, а Сопок ему не верил. Было облачно и собирался дождь. Через некоторое время из – за горы поднялся сильный смерч, поднялся до самых облаков и унес тучи в сторону. Тогда Сопок сказал, что он может превратиться в любое животное и превратился в кабана. Термиш же превратился в огромного медведя и погнался за кабаном. Сопок  стал умолять великого шамана оставить его в живых. Он признал превосходство и силу своего противника. Так закончился спор между двумя шаманами.

Заяц

 В легендах и мифах долины Улегемговорится,что заяц в прошлом – девушка. Она была одной из дочерей УчКурбустана( Бога). Каждый год, в определенное время, девушки спускались с небес на Землю и купались в молочном озере долины Улегем. Одежда у них была белой, блестящей, со множеством пуговиц и ракушек – каури (дьиламаш).Они раздевались на берегу, оставляли свою одежду и уплывали.

Однажды девушек – красавиц увидел случайный охотник. Он был поражен и ослеплен красотой не только девушек, но и их одеждой. Ему захотелось потрогать хотя бы их одежду. Охотник дотронулся платья одной из девушек. Увидев незнакомца, девушки немедленно вернулись, оделись, а одежда младшей сестры начала блекнуть, менять свой цвет, стала серой. У старших сестер выросли большие белые крылья, они кружились над своей сестрицей, ждали ее, звали ее. А младшенькая постепенно стала меньше и меньше ростом, пока не превратилась в зайца. Тогда сестры сказали ей: « Дорогая наша сестричка! Прощай! Мы тебя оставляем на Земле, до твоей одежды дотронулся человек, осквернил ее. Но ты отныне станешь священным животным. Твой образ будет висеть на почетном месте, люди будут украшать тебя, молиться тебе, а ты станешь их защитой. Служи людям добром и правдой, а мы к тебе будем иногда наведываться. Так же один из 12 годов будет годом зайца – это тебе подарок от нашего отца, УчКурбустана. Так божья дочерь превратилась в зайца.

Ак Кебюк

В другой легенде заяц- дочь Ай- Каана(Луны). Ее звали Ак – Кобук( Белая Пена). Девушка была неописуемой красоты. Ак – Кобук любила животных и птиц, всегда им помогала. Отец ей подарил лошадь- аргамак с золотыми крыльями. Однажды в царство Ай-Каана приехал трехглавый дракон – Уулу. Увидев дочь Ай – Каана, Уулу влюбился в нее. Он стал свататься к Ак – Кобук, но отец девушки отказал ему. Тогда Уулу решил силой увезти Ак – Кобук к себе. Загремел гром, сверкнула молния. Тогда Ай – Каан , посоветовавшись с матерью – землей, превратил свою дочь в зайца и отправил на Землю. Все украшения Ак – Кобук отец бросил в небо, и они там превратились в звезды. Теперь эти звезды освещают небо и землю. Когда девушка, превращенная в зайца, спустилась на Землю, то Мать – Земля один из годов посвятила зайцу. С тех пор каждое лето Уулу ищет Ак – Кобук, поэтому сверкает молния и гремит гром. Так продолжается до осени и опять Уулу уходит ни с чем.

Эрдьине

Заяц считается любимым зверем хозяина Алтая, на него охотиться нельзя. Если охотнику заяц перебежит дорогу, значит охота будет удачной. А еще зайца считают путеводителем, поводырем для слабовидящих «кайчи»(мастеров горлового пения). Об этом рассказывали и рассказывают сами мастера горлового пения. Почему зайцы являются поводырями слепых «кайчи»? Потому что заяц непростое животное, он – символ чистоты, доброты, величия. Заяц обладает способностями, данными от Бога. Это – любимое дите кая, горлового пения, поэтому он выполняет роль поводыря  мастера горлового пения.

Однажды две женщины из одного селения пошли в лес за ягодами. По дороге они наткнулись на голый череп

Кулдьюкай

Когда –то возле реки Улегем, у подножия лога Сыгын – Мюс  жил мужчина по имени Кулдьюкай. Говорят, он был людоедом. Кулдьюкай охотился на людей,как на животных. Это был здоровый и сильный мужчина, в самом рассвете сил. Он построил себе «манакай»(тайное убежище, откуда следил за своей жертвой), дорогу на протяжении трех километров он посыпал песком, чтобы хорошо видеть человеческие следы. Кулдьюкай не жалел никого. Он был злым, коварным и жадным. В общем , это был зверь в человеческом облике.Кулдьюкай был дважды женат. Первую жену звали Дьякшылай( самая добрая). Она была умной и доброй, поэтому не могла скрыть от людей жестокость Кулдьюкая. Первому же человеку, который зашел к ним в аил ,

Дьякшилай дала знать, чтобы он скорей « уносил ноги». За этот поступок она была жестоко наказана. Муж отрезал ее груди и испек в золе,  потом съел. А Дьякшилай истекла кровью и умерла. Кулдьюкай женился второй раз. На этот раз ему попалась жена еще умнее. Ее звали Дьендиртпес (непобедимая). Однажды во время отсутствия Кулдьюкая к ней приехал младший брат Дьялтанбас(смелый). Девушка рассказала брату про своего мужа. Дьялтанбас спрятался прямо в аиле и начал поджидать людоеда. Вдруг послышался шум, открылась дверь и вошел Кулдьюкай, но в ту же секунду ,прицелившись прямо в сердце людоеда, Дьялтанбас выпустил стрелу из своего лука. Так, люди избавились от страшного Кулдьюкая. Народ зажил счастливо, а про бесстрашногоДьялтанбас сложили песню.

Слава тебе, Дьялтанбас!
Ты будешь вечно жить в устах людей.
О тебе расскажут своим детям.
О тебе будут петь наши «кайчи»
Какой ты смелый наш герой,
Избавил людей от злодея…

В наше время рядом с местом, где жил Кулдьюкай проходит чуйский тракт. Этот участок дороги считается опасным, там случаются аварии. А недавно молодой человек из нашего села привез невесту из другого села, на другой день родители и родственники поехали свататься к родителям девушки. Ранним утром они проезжали мимо устья логаСыгын-Мюс. Вдруг, откуда ни возьмись, перед машиной оказалась косуля, которая стукнулась о капот машины. Шофер остановился, все вылезли из кабины, но никакой косули они не увидели, а на капоте была кровь. Молодые сыграли свадьбу, но их брак продлился всего несколько месяцев, они разошлись. Говорят, что уже тогда, на том участке дороги, злой дух Кулдьюкаяпомешал счастью молодых. Люди, будьте осторожны на наших дорогах!

Тайна Лога Кожолу


В долине Улегем есть лог Кежелу, там находится удивительный родник, который обладает целительными свойствами. Слово «кеже» в переводе на русский язык означает занавес. Когда-то ,давным – давно, жила в этом логе семья: отец, мать и единственный сын Кеже. Ни для кого не секрет, что раньше люди вели кочевой образ жизни и строили юрты там, где им было удобно. Они старались, чтобы было хорошо не только им, но и скоту. Чтобы водопой был рядом, чтобы пастбище было недалеко.

Кеже был высокий стройный юноша. Он помогал своим старым родителям , пас скот, присматривал за лошадьми. Однажды ясным весенним днем он поехал посмотреть лошадей. Издалека он увидел лошадей, которые паслись у подножия высокой горы.Кеже направился туда.Когда он подъехал к подножию горы, солнце уже начало садиться .

Юноша, не торопясь, слез с лошади. Вдруг он почувствовал, что на него кто-то смотрит. Из- за дерева вышла  девушка неописуемой красоты. « Шанкы»(накосное украшение) на ее косе  тонко звенела, когда она шла к нему. Кеже растерялся, сердце у него сильно стучало, девушка улыбнулась, кивнула головой и заговорила: «Меня зовут Байтерек, я- дочь хозяина этого места. Моего отца зовут Канкере, а мать-Шулурай. Я давно наблюдаю за тобой, смотрю, как ты ловко справляешься с лошадьми. Мои родители запрещают мне говорить с людьми. Если ты хочешь меня видеть, приходи на это место каждый день».

Сказав все это,Байтерек взмахнула руками и исчезла.

С этого дня молодой человек потерял покой. Он с первого взгляда влюбился в девушку. Они встречались каждый день, любовь их была взаимной. Скоро отец девушки почувствовал, что дочь изменилась. Он выследил ее. Канкере рассердился и решил наказать бедного юношу.

Но Байтерек опередила своего отца, она превратила Кеже в родник, который вытекает из-под скалы, а сама превратилась в тополь.

Сегодня этот родник называют Кежелу. Вокруг тополя выросли много молодых тополей ( это дети Кеже и Байтерек). Они, как занавес, прикрывают дорогу к роднику. А родник этот непростой, он помогает от болезней, очищает от нечистой силы.Местные люди почитают это место: привязывают ленточки-кыйра, берут воду, просят родник, чтобы он исцелял их . Исцелял не только тела , но и души.

Курманак

Есть в окрестностях долины Улегем урочище Курманак, который делится на два лога- Большой Курманак и Малый Курманак.Их еще называют сестрами, одна старшая,вторая – младшая.

 В БольшомКурманаке есть гора « Тынду суу». На эту гору без всякой надобности всякому человеку подниматься нельзя. А почему нельзя? Потому что хозяин этой горы может рассердиться.Гора называется «Тынду суу», потому что на самой вершине горы есть целебный родник, белый, как молоко.«Тындусуу»переводится, как «живая вода». Этот родник любому человеку может не показаться, он прячется от нежеланных гостей.А если туда поднимется человек с открытой душой, любящий природу, умеющий благословлять свой Алтай, такому человеку этот родник помогает.Кто хоть раз попробует воду из этого родника, тому даруется долголетие и здоровье.

Говорят,что когда- то жил в этих местах бедный охотник Саадак. У него была женаСырга и двое детей: сын Амыр и дочь Арусуу. Саадак кормил свою семью, платил налоги пушниной. Однажды охотник серьезно заболел.Он перестал охотиться , кончались запасы еды. Саадак и его семья оказались в трудном положении. Глава семьи решил, во что бы то ни стало вылечиться. Было новолуние, у алтайского народа все обряды делаются в новолуние. Саадак встал очень рано, взял с собой молоко, дьялама–кыйра, ветки сухого арчина, вереска и отправился на гору Тынду суу. Об источнике на этой горе он слышал еще от своего деда. Саадак шел не спеша, поднялся на гору и стал прислушиваться. Наверху было хорошо, листья деревьев шевелились, шуршали, как бы разговаривали с ним. На душе у охотника стало легко, свободно. Вдруг Саадак услышал слабое журчание, он пошел на этот звук и увидел родник. О, небеса, вода в роднике напоминала молоко!Cаадак окропил молоком «четыре стороны света» север, запад, юг, восток, окурил арчином исток родника, произнес благословление в честь целебного источника, в честь Алтая – Каная; встал на колени, набрал целебной воды в ладони, попил, умылсяи лег отдыхать прямо возле источника.И снится ему сон. Из родника вышла молодая девушка неописуемой красоты в белой одежде. Украшения на ней были из белого серебра.  Она подошла к нему, наклониласьи произнесла: « Ты выздоровеешь, будешь долгожителем, твоя семья ни в чем не будет нуждаться». Она положила ему в ладонь белый камень.Девушка отвернулась от негои растаяла в воздухе.

Говорят, что Саадак прожил до ста лет. Семья жила в достатке. А камень они хранили как семейную реликвию. Дети детей  Саадака и их дети до сих пор живут и здравствуют. Только они разъехались в разные уголки Алтая.

Охота на орла.

Это было очень давно. На берегу реки Улегем , в урочище Сыгын-Мюс (который достался нашему герою в наследство от богатых родителей) жил очень богатый человек. Этого человека звали Солтон-Мерген. Он не знал, сколько у него табунов лошадей, сколько голов овец и другой скотины. Так было много всего, что никто не утруждал себя вести учет хозяйства. Да и незачем было это делать, слуги работали хорошо, никому и в голову не приходило красть или вредить Солтон-Мергену. Он недавно женился на дочери соседа Ак-Каана,Алтынай.

Был у него двоюродный брат Сумечи. Однажды весной братья отправились в горы, чтобы добыть орла для охоты. Всем известно, что орлы строят свои гнезда высоко, на труднодоступных скалах. Добравшись до места, братья устроились на ночлег возле  высокой скалы. Проснулись на рассвете и почти сразу обнаружили на скале гнездо орла. Сумечи бросил армакчи-канат и  ловко установил его. Первым полез Солтон-Мерген. Вот он достиг гнезда и забрался в него, там было трое птенцов. Вдруг Сумечи резким движением рук убрал «армакчи»(канат) с камня, а Солтон- Мерген оказался один на один с птенцами орла.

А Сумечи вернулся домой один, оставив брата в беде. Он сказал,что Солтон- Мерген погиб: упал со скалы и застрял в расщелинах, что туда нет доступа и вытащить мертвеца невозможно.

По алтайскому закону, если брат умирает, а у него осталась молодая жена, на ней должен жениться другой брат. Так Сумечи женился на Алтынай , стал богатым человеком.

В это время Солтон –Мерген приспособился к выживанию в гнезде орла. Он питался вместе с птенцами, чтобы не умереть с голоду. Солтон-Мерген набрался терпения, знал, что птенцы подрастут только через полгода и начнут учиться летать. Только в птенцах он видел свое спасение, только с ними он может спуститься на землю и вернуться домой.

Долго ли, коротко ли, но подошло время первого полета орлят. Они ведь привыкли к этому человеку за шесть месяцев, считали его своим братом. Поэтому  двое молодых орлят позволили ему взяться за их ноги и полетели вниз. Так был спасен Солтон-Мерген.

Говорят, что он вернулся домой, рассказал обо всем людям. Старейшины рода прогнали Сумечи. Слух о его подлости  прошел по всему Алтаю, с ним никто не хотел общаться. Сумечи жил один в лесу, в шалаше Так он и умер один. От него ничего не осталось. Никогда не ройте яму другому человеку.

Алаштай и Карагез.

Это было очень давно. На берегу реки Ильгумень, рядом с большой дорогой жил очень  бедный юноша по имени Алаштай. Чтобы как то заработать на кусок хлеба, он брался за любую работу. Алаштай жил в маленьком чадыре (конусообразное жилище, покрытое корой лиственницы), у него не было даже своего коня. Однажды, возвращаясь вечером домой, Алаштай увидел возле своего жилища  жеребенка. Он был совсем слабенький и не боялся человека. У Алаштая за пазухой в маленьком «борбуе»(сосуд для жидкости) было молоко, юноша на скорую руку быстро соорудил «эмискиш» (соска из тонкой кожи) и накормил жеребенка.  Алаштайочень усердно работал каждый день, чтобы прокормить себя и жеребенка, которому он дал имя Карагез ( черноглазый). Так нашли друг друга и подружились два одиноких существа, две сироты, два сердца , они очень сильно привязались друг к другу.

Через год, два жеребенок подрос, окреп. Карагез позволял садиться ему на спину своему хозяину. Но вот горе, у Алаштая  не было ни седла, ни какого другого конского снаряжения. Поэтому юноша каждый раз сильно огорчался.

Однажды в разгаре лета Алаштай сел на Карагез,и они поехали куда глаза глядят.Ехали, ехали и доехали до большого и высокого кедра, солнце уже садилось. Юноша слез с коня и увидел небольшое углубление на земле возле корней кедра. Алаштай привязал коня, смастерил факел и полез прямо под кедр.Пространство под кедром все расширялось и расширялось. Там было светло, тепло, сухо и уютно.

Вдруг до его ушей донеслись звуки «комуса» ( музыкальный инструмент), он остановился и пошел прямо на звук. О, боже,это был большой зал, посреди которого горел костер. Возле костра сидела очаровательная молодая женщина, возле нее сидел мальчик и слушал игру.Она даже не удивилась, увидев Алаштай. Улыбнулась и взглядом пригласила сесть рядом с ней. Потом она повернулась к немуи сказала: «Я – твоя судьба . Меня зовут Салымай. Это я тебе подарила Карагез. Настал деньнашей встречи, а это твой сын, его зовут Корулай». Алаштай от всего увиденного и услышанного на короткое время потерял дар речи. Но быстро взял себя в руки. Они вышли из –под кедра, Карагез ждал их наверху, он был во всем снаряжении и ждал их. Все трое сели на коня и поехалик жилищу Алаштая. И здесь их ждала большая белая юрта. Возле юрты стоял загон для скота, там было много овец илошадей. Радости Алаштая не было конца. Так бедный юноша обрел свое счастье. Его семья зажила счастливо и богато на долгие и долгие времена. Люди говорят, что такое счастье Алаштаю подарил Алтай Кудай(Бог Алтая) за его трудолюбие и терпение, за правильный образ жизни. Берите с него пример и Вас обойдут беды и несчастья!

Клад рода « сойон»

Когда-то, давным- давно, на берегу реки Ильгумень жили люди, большинство из них принадлежали роду «сойон». «Сойоны»отличались всегда своим умом, трудолюбием и  духовными знаниями. Они жили хорошо, ни в чем не нуждались. Все «сойоны» подчинялись старейшинам рода  Амыр-Санаа и Бай-Санаа,которыеочень мудро и очень умело управляли своим « маленьким царством».

Амыр-Санаа и Бай-Санаа были братьями- близнецами. Они были похожи друг на друга как две капли воды. Некоторые люди их не различали. Братьев уважали, их слово для «сойонов» был закон.

В основном «сойоны» занимались коневодством. Каждый год, в начале лета, жители селения устраивали «эмдик- байрам», где обучали  диких лошадей. За обучение брались самые ловкие , отчаянные ,и, конечно же, удалые  молодцы . Конская упряжь у каждого наездника украшалась серебром. «Серебро» для «сойонов»- любимый металл, потому  что оно притягивает  к себе  только положительную энергетику.

В селении были свои мастера-ювелиры, занимавшиеся серебром. Были свои  люди, которые добывали серебро прямо в соседнем логу-«Ак-Кайа» (белые скалы) .

Весь запас серебра и других ценностей  хранился в пещере, недалеко от селения. О кладе знали только несколько человек.

На Алтае наступили смутные времена. Постоянные набеги врагов лишили покоя не  только «сойонов», но и другие племена. Тогда старейшины рода решили перепрятать клад  понадежнее. Постепенно , по истечении времени враги перестали беспокоить людей. Старейшины состарились и умерли. «Сойоны» с почестями похоронили  уважаемых людей. А про клад как-то забыли. Люди рода «сойон» до сих пор ищут этот клад, но не могут найти. Прошло много времени с тех пор, ведь не зря говорят, что каждый клад охраняется незримыми сторожами. Думаю, что не пришло еще время этого клада, ведь «сойоны» и сегодня живут хорошо, никто не голодает. Люди! Не ищите зря! Вы не знаете слов, которые помогают найти клад! Это не ваше.

 Хозяйка перевала ЧИКЕ ТАМАН.

Когда – то на вершине  горы ЧикеТаман был родник. В те времена чуйского тракта не было. Люди передвигались пешком, на лошадях и на верблюдах. На перевале путники  отдыхали, пили воду из родника, некоторые  даже оставались ночевать. Они были благодарны перевалу, роднику. Уходя отсюда, люди благословляли это место. Не раз путники на перевале  видели образ девушки неописуемой красоты. Было понятно, что это и есть хозяйка этого перевала и родника.

    Помните легенду о том, как женился хозяин горы на двух сестрах? Оказывается, хозяйка перевала это и есть дочь ЧикеТамана и Улу, старшей жены хозяина горы. А младшая жена Кем родила ему сына. Он и стал впоследствии хозяином чуйского тракта.  Но это совсем другая легенда ,ее  я расскажу позже.

   По рассказам очевидцев ,после того , как на горе начали проводить взрывные работы( когда строили чуйский тракт),хозяйку перевала перестали видеть. Ушел и родник с перевала.

    Но люди продолжают почитать этот перевал, останавливаются, вяжут дьилама-кыйра. В последнее время хозяйку снова начали видеть на перевале. А это очень хороший знак. Она в нас вселяет надежду, что и родник скоро вернется на старое место. Люди благословляют перевал, почитают  его хозяйку и посвящают ей следующие благие слова:

        О, хозяйка перевала!
        Верим, надеемся, просим,
        Чтобы ты дорогу открыла
        В мир любви, доброты!
        Чтобы нам ты подарила
        Счастье, здоровье и знания!
        Чтобы нам ты помогла
        Жить по законам Вселенной!
        Оп Куруй! Оп Куруй! Оп Куруй!


 О Чуйском тракте и его хозяине.

    О Чуйском тракте много чего рассказывают. Мы знаем ,что он построен по проекту В.Шишкова. Но проект проектом, а люди говорят, что это «Алтай-Кудай»(хозяин Алтая) избрал В.Шишкова, дал ему поручение создать план Чуйского тракта. Значит, В. Шишков – избранный.Он был непростым человеком.

    Помните, мои дорогие читатели, легенду о женитьбе Чике-Тамана на сестрах Улу и Кем.ДочьЧикеТамана от старшей жены Улу стала хозяйкой перевала ЧикеТаман. А сын от младшей жены Кем при достижении совершеннолетия получил статус хозяина Чуйского тракта. Имени его никто не помнит- хозяин и все. Он- одновременно хозяин и хранитель Чуйского тракта.Конечно, прошло сто лет, как построили Чуйский тракт. Много воды утекло с тех пор. Каждый год наш Чуйский тракт совершенствуется. Каждый год на его дорогах ведутся ремонтные работы .Всему этому способствует хозяин Чуйского тракта. Много людей ездят по нашему Чуйскому тракту, но не все знают его легенды. Каждый поворот, каждый перевал имеет свою историю.

   Не каждому человеку суждено увидеть хозяина тракта. Но есть люди, которые видели его, а то, как бы мы узнали о том ,что у Чуйского  тракта есть хозяин. Он заботится не только  о хорошем состоянии дороги, но и о людях, которые ездят  по ней. Хозяин не вступает в контакт с людьми, он перед людьми появляется в облике белого зайца .По рассказам очевидцев, хозяин Чуйского тракта не любит пьяных водителей и пьяных людей. Он им никогда не помогает.

    Однажды летом житель нашего села возвращался поздно вечером домой из поездки в город на своей машине. Почти у села, возле лога Сыгын -  Мююс у него погасли фары, темно, ничего не видно Вдруг, откуда ни возьмись, на дороге появился белоснежный заяц. Этот заяц побежал впереди машины, как бы показывая дорогу ,а водитель поехал за ним, как завороженный. Так заяц проводил человека почти до дома. Водитель машины  только дома задумался над этой историей. Ведь зайцы бывают белые только зимой!? Тут что-то было не так. А потом он и вовсе обрадовался: не всякого человека хозяин тракта провожает до дома.

Вот  какой он, хозяин Чуйского тракта. Справедливый, заботливый, а самое главное- не любит пьяных. Люди, будьте осторожны на дорогах Чуйского тракта!

Почитание огня .

В давние времена наши предки жили племенами, разбросанными по урочищам и логам между гор. В окрестностях реки  Улегем  когда-то жили люди, принадлежавшие роду «сойон».

  У сойонов священная птица – «муркут»( орел). Существует притча о том, что девушка из рода «тодош» полюбила сына орла.  Даже  Бог-Улген был поражен и удивлен силой их любви.Он превратил орла в прекрасного юношу. Ему дали имя Муркут, а девушку звали Байана. Родственники сыграли великолепную свадьбу. Построили  новый аил (конусообразное жилище), покрыли его свежей корой лиственницы. Самым главным предметом в аиле является очаг, семейный очаг. Семейный очаг – это маленькое солнце. Огонь в очаге варит еду, огонь очищает, огонь защищает, огонь убирает негатив. Огонь-это все… При входе в аил люди поклонялись огню, очагу, а при  выходе они поклонялись небесам, звездам ,солнцу , луне и всей Вселенной. Сегодня не только сойоны поклоняются огню и всей Вселенной , а все алтайцы ,все племена. От брака Муркута и Байаны  родились предки нынешних «сойонов», «иркитов»,  «меркитов» и «коболы». Одним словом, « сойоны, иркиты ,меркиты и коболы» являются  братьями. С тех пор утекло много воды, но мы , потомки древних племен, продолжаем почитать огонь. 

   Каждое новолуние ,  в каждой  семье, почитающей свой очаг, проводят ритуал поклонения  огню. Очаг окуривают можжевельником, угощают огонь молоком и другими продуктами алтайской кухни, при этом читают благословления:

  О, мой очаг!

 Пусть твой огонь горит вечно!

 Ты нас кормишь, поишь,

Согреваешь,бережешь!

У тебя сорок голов,

Ты связан со Вселенной!

Донеси мои просьбы:

 Дай здоровье моей семье,

Моим  родным и близким!

Защити нас от невзгод,

Избавь от ошибок!

Пусть всегда горит огонь

В моем очаге! 

Хранительницей семейного очага  считается женщина. К огню тоже обращаются как к женщине.

Пусть хранит нас всех наш семейный очаг! Пусть в нем всегда теплится огонек

 Урочище «Кызыл тыт»

С правой стороны села Купчегень, за рекой Улегем, находится урочище  «Кызыл тыт». В переводе на русский язык  «кызылтыт» - это красная лиственница. Сушествует легенда о том, почему это место называется так.

По рассказам старожилов в этом урочище жила семья шамана. Возле его юрты росла большая лиственница. Шамана звали Аранкам (Аран шаман). Это был белый шаман.К нему обращались все люди с окружных урочищ. Аран никому не отказывал:лечил,предсказывал, очищал от негатива. Благодарные люди, в свою очередь, помогали ему и его семье по хозяйству.

Аран шаман поведал людям историю о том, что лиственница возле его жилища – непростая лиственница. Это  «ээлуагаш», она живая, способная общаться с людьми, только не напрямую,а сигналами , которые посылает людям. Это дерево может исполнять просьбы людей, только не сразу, а по истечении некоторого времени. Надо уметь просить, говорить с этим деревом. Еще оказывается это дерево – барометр. «Как ?» - спросите Вы. Да, оказывается, если завтра погода будет ясной, то кора лиственницы становится насыщенно- красного цвета, а если кора светлеет – жди завтра непогоду: дождь, снег или ветер.

Люди, которые приходили к Арану шаману стали привязывать белые ленточки -кыйра к веткам дерева. Они просили у чуда – дерева здоровья, благ, поклонялись ему и верили. До этого ленточки – кыйра привязывали только к березе, а теперь стали привязывать и к лиственнице. С тех пор алтайцы вяжут ленточки – кыйра к двум видам дерев: березе и лиственнице, они считаются святыми.

Эта красная лиственница  и по сей день стоит на том месте , где была юрта шамана, из – под дерева вытекает родник, лечебный родник. Только не всякий человек может найти это место. Оно не показывается каждому человеку по разным причинам. Не переживайте, люди, если вы не нашли это место. В следующий раз может Вам повезет. Наверное, Вы еще не готовы к встрече с деревом и родником. Не теряйте надежду, работайте над собой!

Эрендой

 Как только спуститесь с перевала ЧикеТаман, с левой стороны есть лог Эрендой. Раньше там была дорога, кочевники, наши предки, по этой дороге гнали свой скот на пастбища.Некоторые люди даже там оставляли живность на лето.Об этом говорят каменные заграждения внизу этого места.

Говорят, что в этом логу когда-то жила богатая семья. Мужа звали Санал, а жену Суркура.унихбыло несколько табунов лошадей, отара овец, стадо коров и.т.д. Со стороны казалось,что у них очень даже хорошо. Но вот беда: детей у них не было. Родственников тоже нет. Семья усыновила мальчика-сироту. Дали ему имя Эрендой. Мальчик подрос, превратился в высокого статного красивого юношу.Родители подарили ему коня по кличке Кара-Кула.Эрен любил родителей,помогал им присматривать за лошадьми. Он охотно выполнял и другие работы. Был любимцем и опорой для своих родителей.

Однажды после обедаЭрен сел на своего коня и погнал овец на водопой. Пригнав овец, Эрен увидел косулю Шерсть на ней блестела.Глаза косули были как человеческие. Она совсем не боялась Эрена, смотрела на него, как бы прося помощи.Когда он подошел к ней,она заговорила человеческим голосом и показала левую ногу,которая была ранена. Оказывается , заней гнался волк и ранил ее.Но косуле с трудом удалось убежать от него. Эрен сильно удивился, разорвал подол своей рубахи, стал перевязывать рану. При этом косуля издала какой-то звук, похожий на человеческий стон и тут же превратилась в прекрасную девушку. Оказывается,отец, чтобы спастидочьот своего врага,, превратил ее в косулю. Враг, в свою очередь, превратился в волка. Услышав всю эту историю, Эрен предложил девушке свою помощь. Он посадил ее на коня , и они поехали к родителям Эрена.Девушку звали Алтынсай. Молодой человек каждый день делал Алтынсай перевязки, рана постепенно зажила. Они полюбили друг друга.Санал и Суркура съездили к родителям Алтынсай свататься. Они дали согласие, потому что не могли отказать спасителю своей дочери. Эрен и Алтынсайпоженились.Устроили в логу прекрасную свадьбу, созвали гостей со всей округи. Вот почему этот лог называется «Эрендой» – в переводе на русский язык свадьба Эрена. А Эрен и Алтынсайнарожали кучу детей, жили долго и счастливо!

Содержание

1Скала-страж в Кур-Кечу-----------------------------------------------------------4-5

2.Хозяйки реки Улегем-----------------------------------------------------------------5

3.Алтай- часть Вселенной-----------------------------------------------------------5-6

4.Алмысы в Кара-Суу, Синий яр---------------------------------------------------6

5.Счастливая семья-------------------------------------------------------------------6-7

6.Катунь, урочище Кара-Суу и шаманы-----------------------------------------8

7.Заяц------------------------------------------------------------------------------------8-9

8.Ак Кебюк----------------------------------------------------------------------------9-10

9.Эрдьине--------------------------------------------------------------------------------10

10.Кулдьюкай-------------------------------------------------------------------------10-11

11.Тайна лога Кежелу---------------------------------------------------------------11-13

12.Курманак---------------------------------------------------------------------------13-14

13Охота на орла----------------------------------------------------------------------14-15

14.Алаштай и Карагез---------------------------------------------------------------15-16

15.Клад рода---------------------------------------------------------------------------16-18

16.Хозяйка перевала Чике-Таман------------------------------------------------18-19

17.О хозяине Чуйского тракта-----------------------------------------------------19-20

18.Почитание огня--------------------------------------------------------------------24-25

19.Урочище «Кызыл Тыт»---------------------------------------------------------25-26

20.Эрендой-----------------------------------------------------------------------------26-27