Тема: Праздник кедра (Тюрюк байрам)
М.В. Адарова
Автономное учреждение дополнительного образования детей «Республиканская станция юных туристов», Горно-Алтайск


Цель: Познакомить детей дошкольного возраста с элементами традиционного праздника северных алтайцев «Тюрюк байрам» (Праздник кедра).

(для детей от 5—6 лет).

Задачи: - расширить представления детей о кедре, как о символе Алтая;

- развивать речь, память, логическое мышление детей;

-воспитать дружелюбное отношение друг к другу, уважение к традиционной культуре через устное народное творчество.

Словарные слова: Бурундук — кёрюк, слова здравствуйте — дьакшилар, до свидания — дьакши болзын.

Оборудование: Сшитые из ткани камни, макет кедра, шишки, ленты белого и голубого цвета, отрезок голубой ткани, изображающей речку, подарки от кедра, ободки с заячьими ушками, нарисованную фигурку бурундука, вырезанную из картона.

Аудиозаписи: Алтайские мелодии, алтайская песенка «Койонок» («Зайчик»).

Вступление: Кедр — символ Горного Алтая. Кедр и Алтай едины. Немыслимо представить нашу малую родину без него.

Алтайцы, основное занятие которых была охота, понимали, что кедр — это дерево кормилец, дающий орех, там, где кедр, там и жизнь, там водится пушной зверь, птица. Особое почитание алтайского народа к кедру выражалось в том, что это дерево без необходимости старались не срубать, не ломали его ветки. Особенно почитают кедр северные алтайцы — тубалары. Для них это дерево священное. В его честь они устраивали праздник «Тюрюк байрам» (Праздник кедра). У южных алтайцев такого праздника нет.

Ход занятия

Группа оформлена для проведения занятия. Звучит «Алтайская мелодия». Входят дети, их встречает Алтынай:

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть, какие вы сегодня нарядные, красивые. Посмотрите на меня, я тоже нарядилась — на мне национальный алтайский костюм, зовут меня Алтынай.

- Хотите, я научу вас здороваться по-алтайски — дьакшилар. Давайте повторим — дьакшилар все вместе. Молодцы! У вас всё хорошо получилось!

Алтынай: Я приглашаю вас на лесную полянку в гости к кедру, у него сегодня праздник «Тюрюк байрам» (Праздник сердца). С давних времён северные алтайцы проводили этот праздник в честь кадра. Для них - это дерево было кормильцем.

Алтынай: Чтобы пройти на полянку в гости к кедру, нам нужно перейти речку, которая бежит возле кедра. Вы все умеете прыгать? Покажите, как вы это делаете. Молодцы! Вам это сейчас поможет, когда вы будете прыгать по камушкам, чтобы пройти через эту речку. Не забудьте помочь друг другу, протяните руку своему товарищу. Приготовились, прыгаем! (Дети прыгают по камушкам, подходят ближе к кедру).

Алтынай: Вот мы с вами и оказались на лесной полянке, где растёт Кедр. Давайте подойдём поближе. Поздороваемся с кедром: Здравствуй! А мы с вами умеем по-алтайски здороваться —дьакшилар.

- Ребята, дерево кедр растёт в лесах Алтая. И дерево это не простое — много пользы приносит кедр зверям, птицам и человеку.

- Может кто-нибудь из вас уже знает, какую пользу приносит кедр? (Ответы детей)

Алтынай соглашается с детьми и задаёт вопросы: (см. приложение)

Если шишки растут на кедре, то они какие? (Кедровые)

Кто любитель пощёлкать орешки? (Белка)

А если птичка живёт на кедре, как её зовут? (Кедровка)

(Показываем карточки с изображением, соответствующим ответам детей).

Алтынай: А сейчас мы с вами повеселимся, я превращу вас в зайчат. Кому шапочку одеваю, то в маленького зайчонка превращаю —я не просто Алтынай, я волшебница. Будем весело плясать, пусть на нас полюбуется кедр.

(Звучит алтайская песенка «Койонок» http://muzbaron.com/dll/мен%20мен%20койонок

, дети вместе с Алтынай пляшут возле кедра, можно добавить, что волк подкрадывается, зайчики затихают, а волк убегает).

Алтынай: (После танца) Превращаю вас в мальчиков и девочек. Давайте отдохнём под кедром. (Дети рассаживаются под кедром полукругом, кому как удобно).

Алтынай: Я расскажу вам алтайскую народную сказку. Только вот какую, не знаю? (Задумывается. Раздаётся шорох). Слышите? Однако гость к нам пожаловал. Кто это? Бурундук. (Дети рассматривают фигурку бурундука, изображенную на картоне. Алтынай показывает им, как бурундук надувает щёчки, дети повторяют.)

- Какие бурундук издаёт звуки? Не знаете? Слушайте: «Брык-брык, ц-ц-ц-ц». Давайте все вместе их повторим. Молодцы! Посмотрите, какие полоски на спинки у бурундука. Все видят, хорошо. А кто из вас знает, откуда они появились? Не знаете?! Тогда слушайте алтайскую народную сказку «Медвежий подарок».

(дети слушают сказку «Медвежий подарок» http://vseskazki.su/narodnie/altaiskie-skazki/naryadnyj-burunduk.html

Мультфильм «Медвежий подарок»

http://www.2danimator.ru/showthread.php?t=2353)

Алтынай: Вот и закончилась наша сказка, бурундучок возвращается к себе домой, на кедр. Заканчивается и наш праздник. И в благодарность Свяшенному кедру, мы повяжем ленточки по обычаю алтайского народа. В священных местах на Алтае народ с давних времён отдаёт дань почитания, повязывая ленточки белого цвета на деревья. Белый цвет — это символ чистоты и доброго отношения человека к природе.

Алтынай: Каждый из вас повязывая ленточку, пусть расскажет, что узнал о кедре.

- Посмотрите ребята, каким он стал красивым. Вам нравится?!

За ваши знания о кедре, которые вам пригодятся в будущем, кедр дарит вам подарочки. (Алтынай раздаёт детям подарки, приготовленные заранее).

- Нужно поблагодарить кедр за подарки и сказать — спасибо!

- Давайте все вместе попрощаемся с кедром. До свидания! Дьакши болзын! (Повторяем все вместе). Молодцы!

(Алтынай провожает детей обратно через речку и прощается с ними).

Алтынай; До свидания! Дьакши болзын! Всего вам доброго и до новых встреч!

Использованная литература:

1. Курбанов Г. С. Умные игры для детей и их родителей / Г. С.Курбанов. — Ростов на / Д : Феникс, 2003.- 352 с.

2. Луговская Ю. П. Детские праздники в школе, летнем лагере и дома. Мы бросаем скуке вызов / Ю. П. Луговская.  -   Ростов на / Д : Феникс, 2002.— 416 с. (Серия «Школа радости».)

3. Новиков С. Ю. Весёлые сценарии ко всем праздникам / С. Ю. Новиков. — М.: АСТ — ПРЕСС СКД, 2006. — 320 с.: ил. —(1000 советов).

4. С чего начинается Родина? (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / под ред. Л. А. Кондрыкинской. — М.: ТЦ Сфера, 2004.— 192 с. (Серия «Вместе с детьми».)