СВЯЩЕННЫЕ РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КОРЕННЫХ ЖИТЕЛЕЙ

РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ И ВОПРОСЫ ИХ ОХРАНЫ

Садукова А.А.,

Мананкова Т.И.

ФГБОУ ВПО «Горно-Алтайский государственный университет»,

г. Горно-Алтайск

В  Республике  Алтай  проживают  представители  более  80  сеоков  –  родов.  «Соок»  буквально  означает  кость,  поскольку  у  алтайцев  считается,  что  кости  ребенку  дает  отец,  а  плоть  и  волосы  –

мать. Каждый род алтайцев имеет покровительствующее ему божество, называемое тес, священную гору  –  тес-тайга  или  байлу-тайга,  священных  животных  и  птицу,  дерево  или  кустарник,  называемых

байлу-аны, байлу-кужы, байлу-агажы. Существует три основные функции родовых божеств:

1) созидательная – сотворение зародышей всего  живого  на земле:  душ (сус) человека и скота

(тын), а также других животных, птиц, насекомых, растений, деревьев;

2) охранительная;

3) посредническая – заступничество перед другими божествами.

К  родовым  божествам  обращаются  при  переходе  через  высокие  перевалы,  при  переправе  через реки, при внезапном испуге [1].

Кроме  родовых  священных  животных  и  растений  есть  общие  алтайские  тотемные  растения,  к  которым бережно  относятся, почитают и используют в  быту как лечебный, так и пищевой продукт.  К ним относятся: можжевельник, таволга, ива,  береза, тополь лавролистный, кедр сибирский, радиола розовая  (золотой  корень),  радиола четырех-членная,  горноколосник  колючий  (уй  кос),  черемуха, кандык  сибирский,  лилия  кудреватая,  пион  уклоняющийся  (марьин  корень),  лук  алтайский,  лук поникающий  (слизун),  большеголовник,  левзея  сафлоровидная  (маралий  корень),  горькуша обыкновенная  (аркадай),  облепиха,  борщевик  рассеченный  (балдырган),  прострел  раскрытый (коктаман), чий блестящий. Из этих растений занесены в Красную книгу РА (том 1) – радиола розовая, радиола четырехчленная, лук алтайский [2].

Ниже приведѐм краткую характеристику современного использования некоторых видов растений.

У  алтайцев  можжевельник  самое  священное,  почитаемое,  этнически  значимое  растение.

Алтайцы  почитают  и  ценят  можжевельник  (арчын),  верят,  что  он  обладает  особой  чистотой  и священностью.  Зажженной  веточкой  арчына  окуривают  больного  человека,  очищают  жилище, колыбель, очаг; используют при сватовстве и как лекарство.

Береза  (кайын)  популярна  в  алтайской  культуре:  шаманизме,  эпосе,  народном  фольклоре,  повседневной  жизни,  используют  при  свадебных  обрядах.  Ее  считают  священным  деревом,  и привязывают  белые  ленточки  (jалама).  Береза  -  родовое  дерево  алтайских  сеоков:  майман,  иркит,  кыпчак,  комдош.  Вера  в  сакральное  свойство  и  чистоту  березы  с  особой  силой  проявляется  в повседневной  жизни.  Срубают  березу  в  двух  случаях:  с  рождением  ребенка  –  колыбель  для   новорожденного  и  для  проведения  свадьбы.  Но  перед  тем  как  срубить  дерево  человек  просит прощение, окропляет молоком и повязывает белые ленточки.

В культуре алтайцев кедр (моош) – священное, пищевое, используемое в  быту, лекарственное  растение. Особенно кедр почитают алтайские рода: тодош, моол. На кедр тоже привязывают  белые ленточки (jалама). Шишки используют как пищу, а из орехов делают масло.  Из ветвей кедра делают

настой и делают компресс от головной боли.

Кандык  в  рационе  питания  у  алтайцев  играл  большую  роль,  недаром  май  месяц  в  народном  календаре  называется  кандык  ай.  Собирают  растения  ранней  весной,  после  цветения.  Из  луковицы делают  различные  национальные  блюда:  кочо,  тертпек  (лепѐшка).  В  настоящее  время  у  алтайцев кандык  используется  редко,  но  в  национальных  праздниках  блюда  из  кандыка  присутствуют.

Растение заготавливали на зиму и ели целый год.

Лук  алтайский  является  издавна  популярным  продуктом  алтайцев.  В  пищу  употребляются  луковицы, которые отличаются сочным и сладко-ватым вкусом. Лук подают к мясной пище: едят с ним вареное  мясо,  крошат  в  мясной  бульон,  добавляют  в  кровяные  колбасы  (кан),  селезенку.

Морозоустойчивость  растения  позволяет  заготовлять  его  в  значи-тельных  количествах  и  иметь  в рационе  длительное  время.  В  народной  медицине  и  среди  охотников  лук  алтайский  находит применение  как  противоцинготное  средство,  улучшающее  пищеварение  и  возбуж-дающее  аппетит, тонизирующее  и  антимикробное.  Когда  болит  зуб,  лук  поджигают  и  кладут  на  больное  место.  Как  краситель  кожуру  лука  отваривают  и  красят  шерсть  в  светло-желтый  цвет.  Данный  вид  внесен  в Красную книгу Республики Алтай (том 1).

Северные алтайцы черемуху называют чумрут или дикой вишней. Плоды черемухи собирают и  готовят  из  них  в  сочетании  со  сливками  вкусные  курут  (сырчики).  Северные  алтайцы  черемуху заготавливали на зиму. Сушат, перетирают на каменных зернотерках или толкут  в ступках,  косточки выбрасывают.  Полученную  порошкообразную  массу  хранят  в  берестяных  туесах  и  используют  приприготовлении  начинок  пирогов,  смешивают  с  талканом  и  медом.  Как  лекарственное  средство

используют  кору,  плоды  черѐмухи.  Алтайцы  в  бытовых  целях  из  черемухи  делали  веревки,  лыко, получали черемуховые нитки. У алтайцев черемуховый прут составлял основу деревянных капканов, с помощью которых охотились на мелких зверьков.

Местное  население  Горного  Алтая  называет  радиолу  розовую  «золотым  корнем»  за  золотую  окраску  свежесобранных  корневищ,  реже  -  «медвежьей  лапой»  за  своеобразное  щитковидное соцветие,  напоминающее  след  медвежьей  лапы.  В  народной  медицине  Алтая  с  давних  времен корневища  золотого  корня  используют  в  качестве  заварки  для  чая,  а  также  при  заболеваниях желудка,  нервных  болезнях,  надсаде,  золотухе,  при  низком  кровяном  давлении.  В  экологической культуре  алтайцев наблюдалось очень бережное  отношение к растению. Никогда золотой корень не копали  с  целью  наживы,  в  больших  количествах.  Брали  по  необходимости.  Вид  занесен  в  Красную  книгу Республики Алтай (Т.1) [3].

Радиола  четырехчленная,  красная  щетка,  в  традиционном  природопользовании  используется  тоже как лекарственное растение. Еѐ берут только по необходимости для лечения. Это высокогорная

трава - айунын сагалы, по-другому, медвежьи усы. Вид занесен в Красную книгу РА [2].

Таким  образом,  у  алтайцев  тотемные  растения  почитаются  и  ценятся  до  сих  пор.  Среди  священных  животных  родов  являются  марал  -  сеока  телес,  волк  -  кыпчак,  медведь  -  майман, северный олень – у чапты, косуля - кебок и др.

В  алтайский  календарь  вошли  12  животных:  мышь,  корова,  барс,  заяц,  дракон,  змея,  лошадь,  овцы, обезьяна, курица, собака, кабан.

Название  месяцев  года  тоже  связаны  с  названиями  животных:  кочкор  (баран)  -  февраль,  куук  (кукушка)- май, куран (ягненок) - август, сыгын (марал)- сентябрь, с растительным названием только месяц апрель – кандык.

Более  подробно  расскажем  о  барсе,  который  вошел  в  12-цикличный  алтайский  календарь  и  занесен в Красную книгу Республики Алтай (т. 2) и Российской Федерации, как исчезающий вид I категории.

Барс  единственный  вид  своего  рода.  В  настоящее  время  снежный  барс  встречается  в  Красноярском  крае,  в  Тыве  и  в  Республике  Алтай.  Алтайское  название  снежного  барса  –  ирбис.  На Алтае  ирбис  населяет  высокогорье.  Основным  участком  обитания  стал  бассейн  Аргута  и  соседние  хребты – Катунский, Северо-Чуйский и Южно-Чуйский. Он держится преимущественно в альпийском и субальпийском  поясах.  Общая  численность  вида  в  республике  не  превышает  60-70  особей.

Сокращение численности, а в некоторых местах и полное исчезновение ирбиса связано с освоением горных  пастбищ  отгонным  животноводством  и  с  браконьерством,  которое  стимулируется  высокой рыночной  ценой  и  спросом  на  шкуры  снежного  барса.  Отрицательную  роль  также  играет разорванность  ареала.  На  территории  Республики  Алтай  снежный  барс  охраняется  в  Алтайском заповеднике,  в  Сайлюгемском  национальном  парке,  в  Шавлинском  заказнике  и  на  территории

природного парка «Зона покоя Укок».

Можно сказать еще о северном  олене, который считается священным  животным рода чапты и  занесен  в  Красную  книгу  РА  (т.2),  как  редкий  вид  и  имеет  II  категорию.  Его  ареал  находится  в междуречье Оби и Енисея, в верховьях этих рек, и южная граница образует выступ на запад. Крайняя   западная оконечность этого выступа захватывает северо-восточные окраины Алтайских гор и южные отроги  Абаканского  хребта  и  Салаирского  горного  кряжа.  Алтайское  название  ак-киик.  Наиболее

крупная  по  запасам  группировка  населяет  угодья  по  правобережью  р.  Лебедь  (правый  приток  Бии), преимущественно по  хребту  Бийская грива. Характерной чертой мест  обитания северных оленей на

Алтае является их разнообразие. Они охотно держатся в низкогорной увлажненной черневой тайге по Бийской  гриве  и  в  ее  окрестностях,  встречаются  в  среднегорной  темно-хвойной,  с  преобладанием

кедра, тайге, обычны также в субальпийской и альпийской зонах по Абаканскому и Шапшальскому хребтам.

Основная причина сокращения численности северных оленей на Алтае браконьерство [4].

Запрет  убивать  то  или  иное  животное  не  может  служить  убедительным  аргументом  для  внесения  этого  животного  в  ряд  тотемных,  так  как  все  животные,  птицы,  насекомые  обладают

жизненной  силой  (тын),  а  потому  их  жизнь  равноценна  жизни  человека,  считают  алтайцы.

Немаловажную  роль  в  запрещении  убивать  то  или  иное  животное  и  играли  представления, относившиеся  к  календарю  12-летнего  животного  цикла.  Согласно  этим  представлениям,  человеку

запрещалось  убивать  животное,  под  знаком  которого  он  родился.  Впрочем,  такое  предписание, запрещавшее  представителям  рода  иркит,  притрагиваться  к  внутренностям  заколотого  барана, разделывать  череп  и  вынимать  глаза,  можно  отнести  к  числу  тотемных  запретов.  Покровителем иркитов  считается  также  орел  (муркут).  Полагают,  что  в  случае  опасности  или  болезни  он  создавал человеку «защитный пояс». Роду тонжон оказывает покровительство лошадь, а людям сеок майман –

собака,  у телесов – сыгын (марал). «Своих» животных – покровителей запрещалось убивать, плохое обращение с ними могло навлечь на человека и его потомков гнев и привести к смерти последних [5].

Уникальность тотемных растений Алтая, наличие у каждого сеока своего священного животного  и  почитание  его,  бережное  отношение  к  ним  играет  немаловажную  роль  в  сохранении биоразнообразия на Алтае, благодаря коренным жителям Республики Алтай.

Литература:

1.  Тюхтенева С. Сеоки – родовые связи алтайцев /Наследие народов Российской Федерации. Алтай сокровище культуры. – Новосибирск, 2010. – С. 168-169.

2.  Тотемные растения Алтая. Краткий популярный атлас определитель растений Алтая. - Горно-Алтайск, 2011. – 32 с.

3.  Красная книга Республики Алтай. Растения. Том 1. - Новосибирск, 2007.

4.  Красная книга Республики Алтай. Животные. Том 2. - Новосибирск, 1996. – С. 229-232.

5.  Тюхтенева С. Алтайский календарь // Эпшилер. Женский журнал. - 2008 г., №8. С. 12-19.

http://dis.podelise.ru/text/index-101746.html?page=20