6 июля в Национальной библиотеке имени М.В. Чевалкова открылась уникальная выставка «Бегущие по камням» Сюжеты древнего наскального искусства нашли свое отражение в интерпретации современного декоративно-прикладного творчества.
Авторы: Чевалков Алексей из г.Горно-Алтайска. 19 лет. Студент третьего курса факультета дизайна Ижевского Восточно-Европейского колледжа. Творческий человек, с ранних лет путешествовавший по Алтаю, что и нашло отражение в его творчестве. Он автор технологического процесса изделий. В его компетенции разработка состава для отливки, изготовление форм и техника выбивки, которую он наносит вручную.
Елена Суртаева - г. Горно-Алтайск. Организатор экскурсий, экскурсовод станции детского и юношеского туризма г. Горно-Алтайска. Еще в юности искусство древних людей произвело на нее неизгладимое впечатление, как и необыкновенная энергетика тех мест. В совместном проекте с Алексеем занималась росписью панно, нанесению на материал «каменного основания». Придумала особую технику имитации мха и лишайника.
На выставке были представлены авторские изделия - декоративные панно с имитацией камня и древних петроглифов Горного Алтая, запечатлевших животных в динамике, что и нашло отражение в название выставки. Петроглифы из разных наскальных писаниц Республики Алтай необычно живописны и архаичны, но в то же время, гармонично смотрелись в классическом интерьере Национальной библиотеки.
На открытии присутствовали работники культуры, гиды-краеведы, гости и читатели библиотеки. Экспонаты выставки вызвали живой интерес у посетителей.
О сакральном отношении к петроглифам и местам, где они расположены, рассказала в своем выступлении доцент кафедры истории и этнографии ГАГУ, кандидат исторических наук Тадина Надежда Алексеевна.
Ребята из детского лагеря «Космос» задавали вопросы о способах нанесения и сюжетах декоративных композиций. Авторы сопровождали интересным рассказом показ своих изделий:
Алексей Чевалков : «Изучая подлинные петроглифы и научные статьи с их описанием, я использую те же способы при нанесении рисунка - точечная выбивка, заполняющая весь рисунок, что придает ему объем и делает заметным. Как-то я взял кусок сланца и решил его расслоить. Этот сланец был глинистый, зеленовато-серый и очень влажный, на нем можно было легко начертить что-то даже ногтем! Тогда я понял, что древние художники не так уж и напрягались, выводя свои линии. Ведь есть такие контурные рисунки, которые словно чем-то остреньким начерчены в один «заход» - так при выбивании черты были бы видны мелкие штрихи, а их там нет! Из этого я сделал такой вывод. Рисунки я внимательно рассматривал во время поездок по Алтаю. Калбак-ташская писаница произвела впечатление! Там можно найти все виды техник выбивки и все исторические эпохи. Но более всего поражает смысловая часть этих петроглифов. Одни только «люди в грибовидных головных уборах» с «телевизором» внутри чего стоят! Их тайна не разгадана и по настоящее время. Привлекают для отображения на современных формах красивые рисунки. Однозначно то, что с художественным вкусом и мастерством передачи силуэта и движения у древних людей было все очень хорошо. И если упустить какую-то мелкую волну, черточку, то все- олень уже не тот… Для своих работ я выбирал самые живописные рисунки. И таковыми я вижу скифских оленей. Они все немного похожи, объединенные одним общим скифо-звериным стилем, характеризующимся витиеватостью рогов, изгибов тела. Но в то же время они различаются по форме рогов: где-то они ветвистые как дерево уходят вверх, есть даже легенды и мифы, рассказывающие, что по рогам как по ступеням души поднимаются в небеса. Есть олени с клювовидными мордами,и они словно - птицы-олени. Все эти олени - они непростые. Говорят везде, где были петроглифы – это древние святилища и рисунки имеют сакральное значение. Меня, прежде всего, привлекает их красота. И мне очень нравится их изображение , перенесенное на современных материал. Работаю с гипсом и пластификаторами. Для своих декоративных панно я выбираю рисунки древних людей, которые радуют глаз, и работы гармонично сочетаются с современным интерьером».
Елена Суртаева: «Мне довелось побывать в самых разных и далеких местах нашей республики. Всегда привлекали петроглифы, их красота. Но более всего – места, где они находятся – там какая-то необыкновенная атмосфера. Там всегда хороший обзор вокруг, красивая природа. В попытке перенести рисунки на современный материал вижу возможность погрузиться в мир древней истории Горного Алтая и сделать его популярным для цивилизованного человека. То, что было неотъемлемой частью людей, зависевших от сил природы и тесно связанными с животными: козерогами, оленями, которых они так часто изображали – для нас теперь самобытное древнее творчество, хотя оно, на мой взгляд, не уступает в художественном исполнении и просто неподражаемо».
Выставка будет экспонироваться в комплексном читальном зале до 25 августа. Приглашаем всех желающих совершить экскурс в историю и прикоснуться к таинственному и загадочному миру наших предков.


