Выставка «Бегущие по камням»

6 июля в Национальной библиотеке имени М.В. Чевалкова открылась уникальная выставка «Бегущие по камням» Сюжеты древнего наскального искусства нашли свое отражение в интерпретации современного декоративно-прикладного творчества.

Авторы: Чевалков Алексей из г.Горно-Алтайска. 19 лет. Студент третьего курса факультета дизайна Ижевского Восточно-Европейского колледжа. Творческий человек, с ранних лет путешествовавший по Алтаю, что и нашло отражение в его творчестве. Он автор технологического процесса изделий. В его компетенции разработка состава для отливки, изготовление форм и техника выбивки, которую он наносит вручную.

Елена Суртаева - г. Горно-Алтайск. Организатор экскурсий, экскурсовод станции детского и юношеского туризма г. Горно-Алтайска. Еще в юности искусство древних людей произвело на нее неизгладимое впечатление, как и необыкновенная энергетика тех мест. В совместном проекте с Алексеем занималась росписью панно, нанесению на материал «каменного основания». Придумала особую технику имитации мха и лишайника.

На выставке были представлены авторские изделия - декоративные панно с имитацией камня и древних петроглифов Горного Алтая, запечатлевших животных в динамике, что и нашло отражение в название выставки. Петроглифы из разных наскальных писаниц Республики Алтай необычно живописны и архаичны, но в то же время, гармонично смотрелись в классическом интерьере Национальной библиотеки.

На открытии присутствовали работники культуры, гиды-краеведы, гости и читатели библиотеки. Экспонаты выставки вызвали живой интерес у посетителей.

О сакральном отношении к петроглифам и местам, где они расположены, рассказала в своем выступлении доцент кафедры истории и этнографии ГАГУ, кандидат исторических наук Тадина Надежда Алексеевна.

Ребята из детского лагеря «Космос» задавали вопросы о способах нанесения и сюжетах декоративных композиций. Авторы сопровождали интересным рассказом показ своих изделий:

Алексей Чевалков : «Изучая подлинные петроглифы и научные статьи с их описанием, я использую те же способы при нанесении рисунка - точечная выбивка, заполняющая весь рисунок, что придает ему объем и делает заметным. Как-то я взял кусок сланца и решил его расслоить. Этот сланец был глинистый, зеленовато-серый и очень влажный, на нем можно было легко начертить что-то даже ногтем! Тогда я понял, что древние художники не так уж и напрягались, выводя свои линии. Ведь есть такие контурные рисунки, которые словно чем-то остреньким начерчены в один «заход» - так при выбивании черты были бы видны мелкие штрихи, а их там нет! Из этого я сделал такой вывод. Рисунки я внимательно рассматривал во время поездок по Алтаю. Калбак-ташская писаница произвела впечатление! Там можно найти все виды техник выбивки и все исторические эпохи. Но более всего поражает смысловая часть этих петроглифов. Одни только «люди в грибовидных головных уборах» с «телевизором» внутри чего стоят! Их тайна не разгадана и по настоящее время. Привлекают для отображения на современных формах красивые рисунки. Однозначно то, что с художественным вкусом и мастерством передачи силуэта и движения у древних людей было все очень хорошо. И если упустить какую-то мелкую волну, черточку, то все- олень уже не тот… Для своих работ я выбирал самые живописные рисунки. И таковыми я вижу скифских оленей. Они все немного похожи, объединенные одним общим скифо-звериным стилем, характеризующимся витиеватостью рогов, изгибов тела. Но в то же время они различаются по форме рогов: где-то они ветвистые как дерево уходят вверх, есть даже легенды и мифы, рассказывающие, что по рогам как по ступеням души поднимаются в небеса. Есть олени с клювовидными мордами,и они словно - птицы-олени. Все эти олени - они непростые. Говорят везде, где были петроглифы – это древние святилища и рисунки имеют сакральное значение. Меня, прежде всего, привлекает их красота. И мне очень нравится их изображение , перенесенное на современных материал. Работаю с гипсом и пластификаторами. Для своих декоративных панно я выбираю рисунки древних людей, которые радуют глаз, и работы гармонично сочетаются с современным интерьером».

Елена Суртаева: «Мне довелось побывать в самых разных и далеких местах нашей республики. Всегда привлекали петроглифы, их красота. Но более всего – места, где они находятся – там какая-то необыкновенная атмосфера. Там всегда хороший обзор вокруг, красивая природа. В попытке перенести рисунки на современный материал вижу возможность погрузиться в мир древней истории Горного Алтая и сделать его популярным для цивилизованного человека. То, что было неотъемлемой частью людей, зависевших от сил природы и тесно связанными с животными: козерогами, оленями, которых они так часто изображали – для нас теперь самобытное древнее творчество, хотя оно, на мой взгляд, не уступает в художественном исполнении и просто неподражаемо».

Выставка будет экспонироваться в комплексном читальном зале до 25 августа. Приглашаем всех желающих совершить экскурс в историю и прикоснуться к таинственному и загадочному миру наших предков.

Выставка «Бегущие по камням» Выставка «Бегущие по камням» Выставка «Бегущие по камням» Выставка «Бегущие по камням» Выставка «Бегущие по камням» Выставка «Бегущие по камням» Выставка «Бегущие по камням»