Весь февраль в музыкальном зале отдела информационных ресурсов вас ждёт выставка-развал «Нежный гений гармонии», посвящённая творчеству Фридерика Шопена, польского пианиста и композитора XIX века.

Музыка Шопена зазвучит для вас с пластинок: мазурки и полонезы, ноктюрны, вальсы, сонаты, 24 прелюдии, баллады, скерцо.

Произведения, записанные на представленных пластинках, относятся к разным периодам творчества Шопена и весьма различны по характеру. Играют Шопена советские и зарубежные пианисты, опытные концертанты: польский пианист Иосиф Гофман и итальянский пианист Артуро Бенедетти Микеланджели, Юрий Брюшков, Яков Флиер, Дмитрий Алексеев, Михаил Воскресенский, Николай Петров, Артур Папазян, Игорь Жуков, Андрей Гаврилов.

Что самое шопеновское в музыке Шопена? Для каждого музыковеда и пианиста – своё. Как писал однажды сам Шопен: «Моё фортепиано слышало только мазурки». Композитор написал более пятидесяти мазурок – небольших фортепианных пьес, проникнутых народным песенно-танцевальным колоритом. В мазурках, большая часть которых создана вдали от родины, особенно рельефно выявляется духовная связь композитора с польской национальной культурой. Российский пианист Владимир Тропп называл мазурки и полонезы «зеркалом души» Шопена.

На выставке вы найдёте мазурки и полонезы Фридерика Шопена в исполнении Артура Папазяна в записи 1982 года, а также пьесы для фортепиано в исполнении итальянского пианиста Артуро Бенедетти Микеланджели, среди которых десять мазурок, в записи 1971 года.

Предлагаем прослушать четыре баллады Фридерика Шопена в исполнении Николая Петрова.

Четыре баллады Шопена – такое же новое и смелое слово в истории музыкального искусства, как и шопеновские полонезы и мазурки. Жанровое определение «баллада» вошло в музыку из народной поэзии и художественной литературы. В начале XIX столетия широкое распространение получили вокальные баллады (напомним известнейшую «Лесного царя Шуберта»). Шопен первый ввёл жанр баллады в инструментальную музыку. Его баллады – это эпико-драматические пьесы с широким, симфонического типа, развитием музыкальных образов. Считают их прямыми предшественницами симфонических поэм Листа. В одной из статей Шуман сообщает, со слов Шопена, что первые две баллады навеяны стихотворениями Мицкевича.

К слову, Ференцу Листу посвящены этюды соч. 10, соч. 25 – Мари Д'Агу – женщине, с которой связывали Листа долгие годы жизни. В каждом этюде композитор находит удивительно точно соответствующий настроению звуковой комплекс, из которого вырастает всё произведение.

Из чего рождаются образы шопеновских этюдов? Из устрашающей октавной вьюги, из докатывающихся до небес арпеджио, из мягкого шелеста хроматических гамм, из бурного потока пассажей, будто срывающегося с горы, из вьющихся кружевом фиоритур и редкого мелодического голоса или дуэта… Таким может быть ответ профессионала в музыке.

А что вы слышите в музыке Шопена? Мы можем предложить для прослушивания этюды Фридерика Шопена в исполнении Андрея Гаврилова в записи 1991 года.

Цикл «24 прелюдии» зародился осенью 1831 года, когда Шопен откликнулся на известие о поражении польского восстания двумя прелюдиями – ля минор и ре минор. Временем завершения над сборником можно считать январь 1839 года, когда Прелюдии были отправлены издателю К. Плейелю.

К моменту завершения работы над Прелюдиями Шопен прошел неумолимую школу жизни. Эти семь с небольшим лет были периодом значительной духовной и психологической эволюции композитора, обусловленной рядом биографических фактов: отъезд из Польши, душевная тревога и смятение, эмоциональный взрыв при вести о падении Варшавы, гнев и отчаяние, относительное облегчение по приезде в Париж, сохранение польских контактов, и, наконец, роман с Марией Водзиньской – ожидание светлого будущего, крах всех надежд, сближение с Жорж Санд и поездка с ней на остров Мальорка (ноябрь 1838-январь 1839 гг.).

Он был уже далёк от какой бы то ни было идеализации бытия, появились мудрая сдержанность, некоторая замкнутость, трезвость восприятия. Мрачная «романтика» монастыря Вальдемоза, чувство обострённой боли по погибшим иллюзиям, воспоминания о безвозвратно утраченном, очередной всплеск жестокой болезни и, как следствие, резкая переменчивость настроения, – вот штрихи эмоционально-психологического «интерьера», в котором окончательно отшлифовался для мирового музыкального наследия цикл прелюдий как повесть о пережитом.

В исполнении Игоря Жукова в записи 1985-1987 гг. представлены прелюдии Фридерика Шопена.

Самая старшая грамзапись музыки Фридерика Шопена на данной выставке – это архивная запись концерта польского пианиста Иосифа Гофмана в Институте Кертиса в Филадельфии от 7 апреля 1938 года. Тот же В. Тропп отмечал в игре Гофмана выраженность таких черт шопеновской музыки, как поэтичность, мягкость, пластичность образов, классическое совершенство пропорций, кружевную ясность, чистоту и прозрачность фактуры.

Первый Международный конкурс имени Шопена состоялся в январе 1927 года в Варшаве. В нём впервые приняли участие советские музыканты, среди которых был Юрий Васильевич Брюшков. Кабалевский Дмитрий Борисович из всего репертуара этого пианиста, выделял наилучшее исполнение им Шопена. Фонд пластинок нашей библиотеки располагает грамзаписью «Фортепианные произведения Шопена в исполнении Юрия Брюшкова».

Исследователь польской музыки профессор Игорь Бэлза, восхищался соч. 60 «Баркарола фа диез мажор», он писал: «Баркарола» Шопена возникла… как ослепительно яркое, своеобразное воплощение чувств человека, опьянённого солнечным светом, золотящим речные волны, ритм которых непрерывно чувствуется в музыке».

Можем предложить композицию «Баркарола» Фридерика Шопена в исполнении представителя романтического направления советской пианистической школы Якова Флиера.

Четыре скерцо Шопена, как отмечал советский музыковед Анатолий Соловцов в книге «Фридерик Шопен», – самостоятельные пьесы с контрастными музыкальными образами, написанные в сравнительно сложной форме, близки к бетховенским сонатам и симфониям своей масштабностью, драматической насыщенностью.

Четыре скерцо для Вас прозвучат в исполнении крупнейшего российского пианиста ХХ века, известного огромным репертуаром и виртуозным исполнением, Святослава Рихтера. Данная запись состоялась в Мюнхене 25-30 июля 1977 года.

Найдутся в фонде нашей библиотеки и сонаты Фридерика Шопена: первая до-минорная фортепианная соната написана им в юношеском возрасте, восемнадцати лет. Приблизительно десятилетием от первой отделена вторая – си-бемоль минор, написанная Шопеном в годы расцвета творческих сил. Соната №1 и №2 Фридерика Шопена в записи 1982 года исполняет Михаил Воскресенский.

К вальсу Шопен обращался на протяжении всего творческого пути. Это маленькие жемчужины шопеновского творчества. Первые опыты в жанре вальса относятся к 1826-1827 годам. Три вальса, соч.64 написаны им 1846-1847 годах и входят в число самых последних произведений Шопена. Окунитесь в вальсовую мелодию Фридерика Шопена в исполнении Дмитрия Алексеева в записи 1984 года.

Для читателей, владеющих инструментом, предлагаем ноты некоторых сочинений композитора.

«Шопен в музыке – то, что Пушкин в поэзии» (Лев Толстой).

Ещё больше высказываний известных личностей о Фридерике Шопене вы найдёте в издании: Шопен в квадрате / сост. О. Емцова. – Москва: Классика- XXI, 2008. – 96 с.