Мы завершаем цикл обзоров, посвященных уникальному изданию «Детская книга войны. Дневники 1941-1945»

Друзья! Мы завершаем цикл обзоров, посвященных уникальному изданию «Детская книга войны. Дневники 1941-1945». Эта книга, единственная в нашей республике, - документ истории. К 70-летию Победы в одном томе были собраны все дневники детей Великой Отечественной войны, которые удалось обнаружить журналистам еженедельника "Аргументы и факты". Страшные и честные свидетельства того, через что пришлось пройти и что довелось испытать миллионам маленьких жителей великой страны.

Она была подарена Национальной библиотеке им. М.В. Чевалкова редактором еженедельника Н.И. Зятьковым в апреле 2016 года в ходе проведения финала весенней серии игр «Что? Где? Когда?». Главный библиотекарь комплексного читального зала, обладатель двух Хрустальных сов, член Академии телезрителей Сумачакова Светлана Садыковна передала книгу в фонд нашей библиотеки. Теперь каждый желающий может прийти в читальный зал и познакомиться с этой удивительной, полной боли, трагизма и детских надежд, книгой.

Ни имени ребёнка - мальчик, девочка? - чья рука водила пером в этом дневнике тимуровцев, ни местности, ни времени - нам неизвестно ничего об этом документе, найденном журналистами «АиФ» в Российском государственном архиве социально-политической истории. Незамысловатое перечисление добрых дел, предварённое благодарственным письмом, по-видимому, семьи погибшего солдата, - вот что попало к нам в руки. А современному школьнику, сверстнику этих ребят из 5-го «Б» школы № 52 неизвестного нам города, пожалуй, и невдомёк даже будет - кто такие эти тимуровцы в принципе!.. А ведь после выхода книги Аркадия Гайдара «Тимур и его команда» не было в стране города или села, где не начинали бы свою стихийную деятельность пионеры в красных галстуках, взявшие под своё шефство немощных стариков, осиротевшие семьи фронтовиков, детские сады и дома; тимуровцы собирали урожай и ухаживали за могилами павших воинов; как пишут «наши», 5-го «Б» класса ребята, «подмели пол и двор, выгребли золу из печки, принесли воды, достали 22 ведра опилок с чердака, галоши вымыли». Хотя постойте - ведь слово «волонтёр» наверняка знакомо современному ученику любого 5-го класса!.. А если ещё нет - покажите ему этот дневник.

Дорогая Нина Дмитриевна!

Шлю вам маленькую дощечку для дежурств вашей Тимуровской команды. Очень вам благодарна за заботу о моей семье. Если бы не ваши ребята, то я не могла бы работать. Особенно благодарна Рыжковой, Жуковой и Мурушкиной. Мурушкина - просто девочка-«хозяйка».

Будьте добры, если вам не трудно, черкните, по каким предметам им помочь? Какие у них прорывы? Я смогу раза два в неделю организовать им помощь.

Привет Валентине Афанасьевне. Много ли писем послали на фронт? Мои мальчики собрали посылку для РККА*, а девочки для госпиталя собрали подарки. Я, дедушка, бабушка и Нина ваш класс и вас считаем родственниками. Я попросила Валю Мурушкину написать письмо в действующую РККА командиру той части, где был мой муж. Валя послала очень хорошее письмо.

Сегодня я тоже пишу о вас. Вот составила маленькую записку тому командиру, который мне сообщил о гибели Андрея.

Т. Крошину. От жены погибшего боевого друга Сопина, Сердюковой О. Я.

Какою силой обладает память,

Чтоб наше горе, нашу боль сдержать

И сколько тысяч раз перед глазами

Проходят те, кого нам не обнять.

Ушел и он, нет больше писем от него

Он далеко, а мне казалося, что рядом

Он храбро вел смертельный шквал огня

На юге в черной мгле под Сталинградом.

Сегодня я его так славно вспоминаю,

Гляжу на дочь, которой он не знал

И словно отдираю бинт от раны

Ей говорю, за что он воевал.

29/I-44 года. Хизниченко и Левшунова ходили на дежурство к О. Я. Сердюковой, они насыпали опилок, вымыли пол, принесли воды и сходили на базар за содой.

30/I-44 года. Власова, Родионова и Мурушкина убрали комнату, вымыли и вычистили посуду, подмели двор, сходили за водой. Помогли выстирать белье.

31/I-44 года. Золоторенко и Агапова подмели пол, сходили за водой, три раза подмели весь двор. За что О. Я. поблагодарила их. Жукова и Мурушкина получили обед и отнесли.

31/I-44 года. Жукова и Мурушкина разыскали бухгалтерию, получили обед, разыскали палату в больнице, где лежит больной отец О. Я., отнесли ему обед. Помогли О. Я. разыскать отца в больнице Мурушкина и Жукова. Получили хлебные карточки.

2/II-44 года. Жукова, Рыжкова, Сопина шли из школы. Шла бабушка с дочерью, несли большой чемодан. Бабушка шла спотыкалась, ей было тяжело. Они помогли им донести чемодан. Бабушка благодарила их со слезами.

2/II-44 года. Мурушкина вымыла пол, вычистила посуду, сходила за водой, нарубила дров, сходила в больницу. Выстирала костюм и кальсоны.

9/II-44. Мурушкина получила обед и отнесла дедушке. Выстирала немного белья. Рыжкова отвела и привела Ниночку.

10/II-44. Агапова и Золоторенко вымыли пол, постирали белье. Сопина повесила всё белье, принесли воды. Мурушкина и Жукова отнесли обед. Рыжкова отвела и привела Ниночку. Мурушкина играла с Ниночкой в то время, когда мама Нины занималась, обшила куклу.

10/II-44. Все ученицы отказались от завтрака и отнесли их дедушке и бабушке.

Детская книга войны. Дневники 1941-1945. / Н. Зятьков [и др.]. – Москва: «Аргументы и факты», «АиФ. Доброе сердце», ОЛМА Медиа Групп, Издательство «Просвещение». – 2016. – С. 455-458.

Уважаемые читатели, Вы можете прочитать книгу, посетив нашу библиотеку или перейдя по ссылкам:

https://www.livelib.ru/book/1001250265-detskaya-kniga-vojny-dnevniki-19411945-kollektiv-avtorov

https://www.litmir.me/bd/?b=257664