Национальная библиотека имени М.В. Чевалкова продолжает  рубрику «Горный Алтай: от terra incognita до наших дней», предназначенную для сотрудников библиотек г. Горно-Алтайска и Республики Алтай, краеведов, экскурсоводов, туристов и читателей, увлекающихся историей, культурой, этнографией Трансграничного Алтая в историческом прошлом и настоящем. Сегодняшний выпуск посвящен исчезнувшей деревне Чечулихе.


Истоки стихийного заселения Горного Алтая крестьянским населением восходят к 1820 годам. Именно с этого времени крестьянами предгорных волостей Бийского уезда (округа) и других регионов Сибири стали осваиваться предгорья, а затем и горы Алтайского округа. По признанию официальных властей, каждый переселенец был желанным гостем на кабинетских землях. Так, в 1824 году в западной части Горного Алтая на границе между алтайским кочевьями и русскими поселениями появилась деревня Чечулиха.

Первопоселенцы получили три года на то, чтобы «поправить свои дела» (т.е. освобождение от уплаты налогов и отбывания повинностей). Спустя два года деревню посетили участники флористической экспедиции 1826 г. К.Ф. Ледебур и А.А. Бунге, оставившие ценные наблюдения и описания этого нового населенного пункта западной части Горного Алтая, которые являются ценными историческими источниками по истории возникновения и русских горных деревень в Алтайских горах.

А.А. Бунге добирался до д. Чечулихи весной 1826 г.: «…уже в полной темноте достигли берега Чарыша, напротив деревни, о чем узнали по лаю собак и по нескольким огонькам. На наш зов приплыли три лодки, которые перевезли нас вместе с багажом. Мне отвели под квартиру хорошую избу, и хозяин, богатый крестьянин, принял меня приветливо. Но усталость вынудила меня сразу же, отказавшись от угощения, поспешить в объятия сна.

Деревня Чечулиха, обязанная своим возникновением нескольким крестьянам, переселившимся сюда два года назад с Прииртышья, есть крайнее с этой стороны русское поселение, граничащее с областью кочующих алтайцев. Расположена она исключительно красиво. Селение стоит на берегу Чарыша, который здесь хотя и не особенно глубок и не широк, но очень стремителен. На противоположном берегу высится Хазинская вершина, подножие которой покрыто лиственницей, сибирским кедром и пихтой. Довольно острая и круто обрывающаяся вершина скалиста и бывает свободна от снега лишь в июне и в июле. Сама деревня построена в долине, которая террасами поднимается и сужается к северу, где горы, тянущиеся по обе стороны долины вдоль Чарыша, соединяются и дальше высятся уже под названием Чечулихинских альп. Горная цепь, которая тянется вдоль Чарыша, состоит частью из сланца, который лежит большими пластами на очень крутом южном склоне - береге Чарыша. Поскольку этот склон в течение большей части дня освещен солнцем и черные плиты сильно нагреваются, то здесь оказались первые цветущие растения, и мучительное карабкание на эти скалы, на которые я отправился в первый же день моего пребывания, было вознаграждено довольно богатым сбором весенних растений.

<…> Гора Чеча, отличающаяся от остальной цепи как своей высотой, так и своим видом, примечательна в истории калмыков. Она остроконечна и очень крута; с южной стороны, как и все горы этой местности, она совершенно голая и почти недоступна, с северной же стороны покрыта густым лесом. В давние времена, когда калмыки хотели освободиться от владычества китайцев, сюда, по их словам, бежал зайсан Чеча со своими родственниками и людьми и долго здесь скрывался от преследований китайцев, которые, однако, все-таки напали на его след. Долго защищался осажденный князь. Потом китайцы подожгли лес, а с противоположной стороны бросились на штурм позиции калмыков, которые в конце концов были побеждены превосходящими силами противника и частью перебиты частью же, в том числе и сам Чеча приняли смерть, бросившись со скалы. Речка Чеча, которая, как и гора получила название от имени этoгo героя, впадает в Чарыш, гораздо ниже, с правой стороны.

 «…вскоре мы были уже в приветливой Чечулихе, основанной в 1824 г., - писал К.Ф. Ледебур. - Мне было отрадно снова оказаться вблизи человеческого жилья, и я был приятно удивлен, когда у одного старого крестьянина, вышедшего навстречу, чтобы пригласить меня к себе, нашел очень уютную, светлую и чистую комнату, готовую к приему, имевшую четыре окна, обращенные на две разные стороны, с большими стеклами. <…> Окрестности Чечулихи, окруженной высокими горами, очень живописны. <…> Деревня Чечулиха лежит у впадения одноименной речки в Чарыш и уже теперь хорошо обстроена, особенно если принять во внимание кратковременность ее существования. Вообще радостно было видеть, как быстро увеличивается население в этих местах. Время от времени нужно бывает основать деревню, поскольку чисто жителей сильно возрастает. В данном случае несколько крестьян выпросили у начальства позволения поселиться там, где им нравится. Потом были определены границы нового поселения и число дворов, которые можно здесь строить. Крестьянам разрешили пожить здесь три года, чтобы опробовать новое место. Если бы случилось так, что, находясь здесь в течение этого времени, они решили бы, что ошиблись в выборе, увидев недостатки, которых они сначала не замечали, им предоставлялось право оставить это место, однако такого случая еще не бывало. Число жителей деревни находится в зависимости от угодий, пригодных по своему состоянию к пользованию большим или меньшим количеством жителей новых поселений. Крестьянам горных деревень указаны определенные границы, в которых они закладывают хлебные поля и могут использовать луга, благодаря чему поселения здесь быстро прогрессируют и предупреждаются могущие возникнуть споры. Прочие, до сих пор пустынные, незаселенные горы предоставляются калмыкам, которые платят за это ясак; там они кочуют и в местах, богатых травой, располагаются со своими стадами, используя их как пастбища; в зимнее же время вместе со своим имуществом и юртами они селятся в ущельях, которые служат им некоторой защитой, в то время как их стада пасутся окрест.   …..  <…> Крестьяне д. Чечулихи поселились здесь недавно, и, когда они устраивались на жительство, им так много приходилось работать, что у них совершенно не было свободного времени ни для охоты, ни для более близкого ознакомления с окрестностями».

По данным 1859 г., в Чечулихе насчитывалось 30 дворов, в них проживало 88 мужчин и 99 женщин. Население Чечулихи стабильно увеличивалось - в 1893 г. в ней уже был 51 двор, в которых начитывалось 137 мужчин и 146 женщин, в 1899 г. эти показатели составили 56 дворов, 224 мужчины и 210 женщин, а в 1911 г. – 64 двора, 201 мужчина и 202 женщины. Для того времени деревня была уже крупными населенным пунктом. Чечулиха входила в состав Ануйской волости, в ней имелся сельский «хлебозапасный магазин», но церковь отсутствовала. Жители Чечулихи сыграли значительную роль в возникновении и развитии нового хозяйственного промысла – мараловодства.

Новый этап в административной и экономической истории Чечулихи начался в советское время. 4 августа 1920 г. в Чечулихе был основан сельский совет в составе Усть-Канской волости. По данным 1935 г., в состав Чечулихинского сельсовета входили Чечулиха, Владимировка и Ключи. В 1957 г. Чечулихинский совет включили в состав Талицкого сельсовета, после чего началось сокращение населения, жители села стали перебираться в другие места региона, а Чечулиха оказалась в списке исчезнувших сел Горного Алтая.

© Л.Н. МУКАЕВА, кандидат исторических наук, доцент, научный сотрудник Национальной библиотеки имени М.В. Чевалкова.
© Копирование, размножение, распространение, перепечатка (целиком или частично) или иное использование данного материала без письменного разрешения автора не допускается.

  

Страница не содержит необходимого пути.