20-чи чактыҥ 1860 јылдарында Алтай ичиле бойыныҥ ӧйинде јарлу востоковед Василий Радлов јоруктап јӱрген эди. Јоругы керегинде ол «Из Сибири» деп ижинде телкем бичиген. Баштапкы катап бичик Лейпциг калада 1884 јылда кепке базылган. 1989 јылда орус тилге кӧчӱрилген ижи Москвада чыккан.

Кӱндӱлӱ кычыраачылар, «Алтай кижиниҥ кылык јаҥы: јоруктап јӱргенде бичилгеннеҥ алынган ӱзӱктер» деп орус тилле статьязын слер јилбиркеп кычырар болор деп, јарлап турубыс.

 «Я часто восхищался энергией моих алтайских проводников. Напомню хотя бы о том, как я заблудился в долине Кемчика, где мы неделями блуждали в горах с моими проводниками-тёлёсами, неизменно преследуемые непогодой, промокшие до нитки. Ни холод, ни жара, ни далекие переходы, ни трудности пути по склонам, ни болота, ни бурные речки, ни голод и жажда не производят, казалось бы, ни малейшего впечатления на моих проводников – от них не услышишь ни жалобы, ни упрека, ни даже недовольного молчания, все та же неутомимость, то же ровное настроение и постоянная готовность прийти на помощь. Должен признаться, что такое поведение моих проводников немало способствовало поддержанию во мне мужества и в моменты малодушия мне бывало стыдно перед этими детьми природы…

Честность и прямота свойственны им в такой степени, как ни одному из соседних народов. Ни одна юрта не запирается, ни в одной юрте нет сундука, скот пасется без пастуха и всякого надзора, и при всем том воровство у алтайцев – нечто неслыханное… За время моего пребывания там, длившегося месяцы, у меня никогда не пропадало ни крохи даже из запасов еды. Честность алтайцев бросается в глаза, тем более что соседствующие с ними тюркские племена… честностью своей похвастаться не могут.

Другая характерная черта, отличающая алтайцев от всех их соседей, - высокое уважение, оказываемое ими старикам, безропотное подчинение любой власти…Старику всегда отводят почетное место… Алтаец не любит брать над кем-нибудь верх, выделяться или хвастать. Его поведение всегда ровно и прилично, нигде не услышишь пронзительного крика, и ругань соседних народов им тоже неведома. Не могу вспомнить, чтобы в моем присутствии произнесли какое-нибудь ругательство… Алтайцу трудно снести ущемление собственной воли, если он не видит в отдающем приказ начальника – человека, специально для того и предназначенного, чтобы управлять народом. Каждый бедняк, примкнувший к семье богатого, считает себя ее членом. Такие убеждения каждого отдельного члена рода привели к действительно идеальным внутриродовым отношениям. Весь народ как бы составляет единую семью, где все помогают в беде друг другу. Повсюду царит такое гостеприимство, которого вообразить немыслимо в других условиях... Каждый входящий в юрту рассматривается чуть ли не как член семьи.

Дайте калмыку что хотите, и он тотчас разделит это со всеми, кто есть в юрте. Я часто наблюдал это…»

_______________________________________________________________________________________________________

Тузаланган бичик:

Характер алтайца: выдержки из путевых заметок // Алтай: духовное измерение. Алтын кабай Алтай / Музей алт. трад. культуры, Ин-т алтаистики им. С. С. Суразакова, ГАГУ, Нац. музей РА им. А. В. Анохина, Гос. музей-заповед. им. Н.К. и Е.И Рерихов, Союз художников РА, КУ РА "Упр. по обеспечению деят-ти ГосСобрания-Эл Курултай РА"; ред. совет И. И. Белеков; редкол. Б. Бедюров [и др.]; сост.: Т. М. Садалова, А. С. Суразаков. – Москва: НИИЦентр, 2016. – С. 24-25.

Фотојуруктар Интернет телекейинеҥ алынган.