Печать

На страницах газеты «Звезда Алтая» за 1987 год есть интересное интервью Н. Витовцева с Е.П. Зайцевой, закройщицей швейного цеха национального драмтеатра, под названием «Одежда, по которой встречают». В этой статье Евгения Петровна предстает очень хорошим знатоком национальной алтайской одежды. Предлагаем ознакомиться с отрывками из интервью и окунуться в мир традиционной культуры.

«В Горно-Алтайском книжном издательстве готовится к печати альбом «Алтайские национальные костюмы». Автор – Евгения Петровна Зайцева, работающая сейчас закройщицей в швейном цехе областного национального драмтеатра. В среде профессиональных и самодеятельных артистов мастерство Е.П. Зайцевой известно давно. Достаточно сказать, что в костюме, изготовленном ее руками, выступал во Франции и Италии известный кайчи Таныспай Шинжин. В альбоме, который готовится к выходу на свет, впервые обобщены материалы, собранные в поездках по области и те, что хранятся в архивах, трудах исследователей прошлого.

– Евгения Петровна, как бы вы оделись на праздник, скажем, сто лет назад?

– Мой отец Петр Афиногенович Зайцев пришел из-под Бийска в Онгудай на временные работы, а остался насовсем. Женился на алтайке Марии Михайловне Альчиной, выучил алтайский язык и стал жить в Онгудае. Я была у них седьмым ребенком. И вот что любопытно: бабушка по материнской линии была из телеутов, а дед происходил из алтай-кижи. Поэтому мне трудно сказать, какой костюм я выбрала бы для праздника.

Но, пожалуй, из почтения к мастерству бабушки Марии Алексеевны это был бы костюм телеутки. У женщин этого племени – очень простые и скромные одежды. Например, у шубы нет традиционной отделки, а только мех выдры узкой полосой вдоль каждой полы. Надела бы платье, которое чем-то похоже на праздничные наряды женщин Средней Азии. Кстати, еще одно отличие от распространенного нынче алтайского костюма: телеутки предпочитали носить не меховые шапки, а платки, по-особому повязанные. В прежние времена их сразу можно было узнать по одежде.

– А чем вызвано, на ваш взгляд, столь резкое отличие от одежд других алтайских племен?

– Вот лист из будущего альбома с изображением мужчины-телеута в зимней одежде. Заметим: отделка груди – прямая, без «порога» и нет никакого орнамента. Если не считать знака, похожего на опрокинутую букву «М». Один из стариков так разъяснил мне его значение: «когда-то телеуты жили в степях, но постоянные набеги воинственных соседей вынудили их уйти в горы. Знак на одежде означает: ушли за высокие горы. Какое-то время телеуты были обособленным племенем, но постепенно принимали уклад жизни и обычаи алтайского народа, а в одежде отличие сохранилось».

– Вы упомянули о своей бабушке Марии Алексеевне…

– Да, были времена, когда к ней ехали со всей области, чтобы сделать заказы на шитье праздничной одежды. Помню деревянные выкройки, которые делал для нее дед Михаил Агапович. По этим выкройкам она могла сшить свадебный чегедек для девушек-теленгиток и нарядное платье для женщин племени тубаларов – оно получалось с оборочкой и похоже, как я сейчас понимаю, на женскую одежду манси и хантов. Шила бабушка и легкие летние халаты, которые носили телеуты – очень удобные в высокогорье, в отличие от шуб, когда приходилось для «прохлаждения» выпрастывать одну руку, а другая оставалась в рукаве шубы. Заказов было много, но бабушка как-то поспевала…

– А какие воспоминания, связанные с рассуждениями Марии Алексеевны о национальной одежде, вам сейчас наиболее дороги?

– Онгудай был местом проведения ярмарок. Бывало, чуть свет, когда люди только начинали съезжаться, бабушка выгладывала в окно: «Сколько народу сегодня… И майманы приехали, и туба, и даже челканцы, и кого только нет…». А нам, детям, не понять ничего. Помню, спросила как-то, по каким признакам она различает людей, и в ответ услышала: «По одежде внученька. Вон, у теленгиток – на шубе квадратный выступ в отделке – это чтобы живот хранить. А вот тот дядька, видишь, в войлочной шапке – это тубалар. А бусы, чтоб ты знала, из всех алтайских женщин носят только челканки и кумандинки…». И о многом другом говорила бабушка, но главное, что я вынесла для себя из тех разговоров, алтайские национальные костюмы богаты своим разнообразием.

(…)

– В чем основное отличие костюмов северных алтайцев?

– Северяне всегда более сдержанны. Вот эскизы костюмов челканцев. Бросаются в глаза более спокойные линии, по цветовой гамме они также более сдержанны, чем костюмы южных алтайцев. В орнаменте преобладают разного рода ромбы, крючки, ломаные линии. Традиционной у северных алтайцев была одежда из домотканого холста и грубого сукна. Кстати, северным алтайцам льноводство и изготовление тканей были известны задолго до прихода русских. «Женщины носят белые, голубые, красные рубашки из холста с широкой оборкой на подоле, с воротником, обшитым бисером», – так писал еще в прошлом веке В.В. Радлов. Северным алтайца были известны особые краски из трав, а любимым цветом считался красный и алый. В одеждах южных алтайцев больше голубого и синего цвета.

– Можно ли сказать, что цвет несет в алтайском костюме определенную смысловую нагрузку?

– Да, именно так. По поверьям алтайцев, белый цвет и блестящие яркие украшения отгоняют черный сглаз злых духов. Поэтому на старинных одеждах алтайцев много белых пуговиц, бисера, вышивок золотой и серебряной нитью. Считалось, что все это охраняет светлую жизнь человека. Радугу считали символом благополучия, поэтому чегедек вышивали цветными нитками в тон цветов радуги. Чувство цветового равновесия было развито у тех мастериц столь глубоко, что сегодня нам приходится порой разгадывать их орнаменты, вернее даже, читать их.

(…)

– Евгения Петровна, мне трудно удержаться от цитаты из книги В. Вербицкого «Алтайцы», изданной в 1870 году. Вот, что там написано: «По всей косе насажены мелкия солдатския пуговицы. Концы кос непременно должны быть ниже пояса… в девичьих косах, кроме пуговиц, встречается стеклярус, бисер и маленькие с наперсток величиною колокольчики, возвещающие издали шествие этих детей природы…». Нет ли путаницы в этом описании?

– Нет, все описано точно, хотя и есть заметная доля снисходительности. У южных алтайцев женщины носили косы впереди, у северных – за спиной. Кос было две и представляли они собой трехъярусное сооружение: вначале коса, затем украшения для кос на нитях, а украшениями были ракушки из заморских стран, иногда стеклярус, затем еще одно колечко – золотое, серебряное или медное, в зависимости от средств, и далее – третий ярус из подвесных украшений, и на самом конце – молоточки, для устойчивости сооружения. Надо сказать, что ракушки попадали на Алтай со дна Индийского океана и стоили больших денег. В каждом алтайском сеоке женщины носили две косы, а вот в девичьих прическах разнообразия больше. У алтай кижи девушки могли плести много кос, у кумандинцев – семь и к каждой косе по колокольчику, у телеутов – три, у телесов – пять, а вот у теленгитов всего одну. Хорошим тоном считалось (у щеголих, конечно) подбирать к ярким ракушкам околыш на шапку из шеек диких селезней.

- На костюмах алтайцев много украшений. Каково их назначение – быть полезными в повседневной жизни или просто радовать глаз?

 - Бесполезных украшений в алтайской одежде нет. Взять тот же пояс – кожаный, отделанный металлическими бляшками. Но ведь если присмотреться, - это глаза, и они смотрят с пояса человека  во все стороны, оберегая его от злых духов. Есть женское поясное украшение  «бельдуш». Оно бывает красным, треугольной формы, и бывает бесцветным, продолговатой формы. От взгляда внимательного человека не ускользнет то, что число красных треугольников у разных женщин неодинаково, и что другое украшение  есть не у всех. Дело в том, что это не просто украшения, это своего рода талисманы счастья.. Женщины носят в них пуповины своих детей...
(...)

Зайцева, Е.П. Одежда, по которой встречают: интервью / Е. П. Зайцева, беседовал Н. Витовцев // Звезда Алтая. – 7 марта. – С. 3.

Хотите узнать больше о видах традиционной алтайской одежды?  Приглашаем в отдел краеведения!

   

Категория: Новости
178