Печать

В день рождения великого сибирского художника Г.И. Чорос-Гуркина представляем антологию «Г.И. Гуркин и Горный Алтай – гений и место», составленную сотрудниками нашей библиотеки и вышедшую в издательстве «Алтын-Туу» в 2019 году.

Григорий Иванович Гуркин первым в истории искусства нашел и слова, и краски, чтобы рассказать о Горном Алтае как о мире гор и как об особом пространстве-божестве Хан-Алтае, смог заразить идеей этого божественного пространства своих современников (прежде всего писателей В.Я. Шишкова и Г.Д. Гребенщикова).

В хронологическом порядке в книге собраны разножанровые произведения, демонстрирующие эволюцию образа художника в общественном сознании: алтаец Гуркин – известный сибирский художник Гуркин – родной художник Гуркин - наш Шишкин – контрреволюционер и предатель интересов трудового народа – возвращенный персонаж региональной истории – гений места. Первый раздел посвящен литературным опытам самого художника, в том числе на страницах книги увидело свет его стихотворение в прозе «Музыка», написанное в 1918 году.

Музыка!

Вот скрипки Музыка,

и я уношусь на твои хребты, Алтай!

Предо мной горы.

Туманы ползут по хребтам, уступам.

Ни души. Я один.

В природе чувствуется

что только бог - творит.

Происходит - Музыка - Творчества

Туманы движутся - и в душе - Музыка

Тоска, кого-то жаль

Хочется верить и плакать

Туманы как тончайшая божия риза

как призраки несутся,

нестройным - певучим хороводом скользя

по лазурному небосклону

в лабиринт очертаний

гор-лесов. Кедер - и сияющих снегов!

О, Великая Музыка!

(Из записной книжки Г.И. Гуркина 1918 года)

Главная мысль книги: особенность художественного осмысления Горного Алтая определяется тем, что здесь репрезентирующую территорию функцию благодаря Гуркину первоначально взяла на себя живопись; литература же создала и внедрила в общественное сознание Сибири и всей страны образ первого сибирского художника-инородца Гуркина; литературные произведения самого Г.И. Гуркина сделали имя Горного Алтая известным всей России.

Подборка текстов показывает, что судьба Гуркина, обладавшего еще и незаурядным литературным даром, типична для российских мыслителей его поколения: яркий стремительный взлет к вершинам отечественного искусства в первое десятилетие ХХ века, первые сибирские выставки, принесшие всероссийскую славу; попытка построить национальную республику после февральской революции 1917 года, эмиграция, возвращение и трагическая гибель в 1937-м.

В наше время Г.И. Чорос-Гуркин стал образом классика-основоположника со всем набором присущих этому образу символических функций.
         
    

Категория: Новости
280