Игнат Ортонулов: неожиданный ракурс в литературном портрете

Мы привыкли читать о творчестве уважаемого юбиляра в статьях и заметках художественных критиков, и мало кто из наших читателей знает, что Игнату Ивановичу посвящали свои строки писатели, и не только наши, горно-алтайские. Знакомьтесь с фрагментом очерка Роберта Бикмухаметова «Глаз коня» и стихотворением Азата Алтаева «Художнику», в которых предстает И.И. Ортонулов на этапе своего творческого становления.

Роберт Бикмухаметов. Глаз коня // Бикмухаметов Р. Дорога остается. – М., 1969. – С. 33-34.

…Утром, едва сумеречный свет залил широкую горную котловину, мы с поэтом Адаровым пошли к художнику Ортонулову. Он жил в избушке у самого берега речушки Улаганки. Художник уже был на ногах. Он стоял у двери – невысокий тонкий юноша с ясным лицом, за его спортивные штаны держалась девочка. Ортонулов смутился, повел домой. Дома, за люлькой, где спала младшая Ортонулова, кипела вода в казанке. Жена Ортонулова готовила алтайский чай. Сам же глава семьи тем временем ползал под кроватью, ворошил книги, тряпки, отовсюду выволакивая картонные и бумажные листы. Картины эти мы вынесли и разложили на бугре. Все они изображали окрестности Улагана: рыжие склоны, белые вершины, кони на зеленой траве. Оказывается, художник почти не покидает поселок: трехлетняя дочь не отпускает отца, она всегда с ним. Я глядел на милый беспорядок утреннего семейного дома, на картины – было отчего-то странно видеть запечатленными виды этого полюбившегося мне края.

Ортонуловы, закончив техникум, уехали сюда. В области ценят художника. Он иллюстрирует национальные эпосы, оформляет книги. О нем пишут искусствоведы. Ортонулов притягивает: нравится его чистота, возвышенность. И вместе с тем судьба его тревожит. Да, хорошо жить на родине, разбивать утром в июне тонкий прочный ледок у умывальника, видеть купол неба на близком склоне. Однако мало написано за это лето. Пятнадцать карандашных портретов, небольших этюдов маслом вряд ли достаточны для профессионального роста.

Спокоен Улаган, ничто его не тревожит, не будит жажды соревнования, не толкает к самоотреченным исканиям. Мир – невообразимо далеко. Добраться сюда от Горно-Алтайска и то не просто. Четыреста километров по Чуйскому тракту, затем поворот у речки Мёны – и начинается дорога на Улаган. Единственная дорога на плато, зимой она часто заносится снегом.

Забрался Ортонулов в глушь уединенного мира, где вселенная, взметнувшаяся небом и звездами, вздыбившаяся горами, ближе, чем города.

Сильна власть просторов пустынных, власть равнодушной природы, власть интересов рядом живущих. Человек ищет счастье, а оно рядом: в присутствии природы, в любви, в отцовстве и материнстве. И человек уходит от искусства, оно полно муки, слез, боли; его творят города, ведущие суетную жизнь…

Как же трудно, живя в неприметном поселке, сберечь в ушах гул неспокойной планеты, постоянно помнить об огромном братстве ищущих людей, ощущать рядом их дыхание.

Берегом Улаганки пошли мы в столовую, поели уже надоевшего мяса марала, потом в райком партии – просить лошадей для двухнедельного перехода по глухой черной тайге, где на пути лишь одна деревушка. Мы шли, оглядываясь на домик у берега, там долго стояли Ортонулов и его дети. Оглядывались и видели, как он все стоит у крылечка.

Можно жить на плато, уединенном и почти недоступном. Стоит подумать, не остаться ли здесь навсегда. Нетрудно видеть мир, стоя на поле Внуковского аэропорта. Труднее видеть планету с улаганского нагорья.

Азат Алтаев. ЗЕМЛЯКУ//Звезда Алтая. 1960, №7.

Ты приехал в этот шумный город:

Хочешь, чтобы на холстах твоих

Ожили когда-нибудь и горы,

И тайга, и пена рек родных.

Угловат, напоминаешь очень

Наш Алтай, где нету нас теперь,

Оттого-то в стороне далекой

Больше всех я радуюсь тебе.

Наша справка:

Роберт Гатович Бикмухаметов (1928-1995) – советский и российский историк литературы. Критик. Очеркист, переводчик. Летом 1965 г. в сопровождении Аржана Адарова он совершил большое конное путешествие по Горно-Алтайской автономной области. Впечатления об этой поездке нашли отражение в очерке «Глаз коня», включенном в авторский сборник «Дорога остается» (М., 1969. – С. 5-66).

Об Азате Алтаеве (Василии Алтаеве) см. на сайте Национальной библиотеки имени М.В. Чевалкова

Игнат Ортонулов: неожиданный ракурс в литературном портрете