85 лет назад образован Ойротский областной педагогический кабинет

Проведение социалистических преобразований в школьном строительстве Горного Алтая в 1917–1920-х гг. очень сильно осложнялось высоким процентом неграмотности среди детей школьного возраста и населения в целом. По данным официальной советской статистики, приведенных в докладе облисполкома «О хозяйственном и социально-культурном строительстве за 15 лет», в 1917–1922 гг. грамотность населения Горного Алтая составляла 6%. В 1929 г. в среднем по области на 100 человек населения приходился 31 грамотный, но в национальных аймаках уровень грамотности был намного ниже, так в Улаганском аймаке 11 грамотных приходились на каждые 100 чел., в Онгудайском аймаке – 16 грамотных на 100 чел.

Одной из сложнейших проблем развития школьного дела в Горном Алтае в 1917–1920-х гг. была нехватка подготовленных учительских кадров. В 1917–1918 гг. в регионе насчитывалось всего 76 учителей. Согласно отчету Облоно на 1 апреля 1925 г. в области работало 104 учителя, из них с высшим образованием – 9 чел., средним –  48, специальным педагогическим – 10, с начальным образованием – 37.

С 1921 г. учительские кадры для региона готовились на первом сибирском рабфаке, в педтехникумах Бийска и Барнаула, а также в краевой и областной совпартшколах. Как правило, все учителя, грамотные сотрудники различных ведомств и учреждений назначались ликвидаторами безграмотности, для них проводились краткосрочные курсы, семинары, то есть уже в начале 1920-х гг. началась работа по обучению учительства. В регионе стали складываться основы системы повышения квалификации педагогических кадров.

С 1928 г. работа по повышению квалификации учителей Ойротской области приняла уже плановый характер. В 1928–1929 учебном году переподготовку прошли 350 чел., в 1929–1930 учебном году – 425 чел., в 1930–1931 учебном году – 510 чел., в 1931–1932 учебном году – 590 чел., 1932–1933 учебном году – 680 чел., и в 1933–1934 учебном году – 700 чел.

4 сентября 1938 г. был создан Областной методический кабинет. В самое трудное время в жизни народа – военные и послевоенные годы облпедкабинет возглавляла Софья Николаевна Шабуракова, которая руководила им с июля 1942 г. до 18 октября 1949 г. Работать приходилось неотапливаемых помещениях в зимнее время, не хватало учебников, бумаги, чернил и т.д.

В 1940–1950-е гг. ведущими направлениями в различных формах повышения квалификации стали вопросы методики преподавания, оказание помощи в получении учителями области высшего педагогического образования. С 1948 г. началось осуществление пятилетнего плана повышения квалификации учителей по единой государственной системе. Одной из особенностей системы повышения квалификации учителей в 1950-х гг. являлось то, что она стала своеобразной трибуной передового опыта. В 1960–1970-х гг. работа по повышению квалификации педагогических кадров Горно-Алтайской области характеризуется разнообразными формами работы, направленными на профессиональный рост педагогов, проводимыми наряду с традиционными курсами и семинарами с применением очно-заочной формы.

За 30 лет работы до момента создания Института усовершенствования учителей облметодкабинет накопил огромный опыт работы по повышению квалификации педагогических кадров через курсы, семинары, групповые и индивидуальные консультации. В городе и в районах действами секции предметников, районные методические объединения, постоянно осуществлялось обобщение педагогического опыта лучших учителей.

1 июля 1968 г.  решением облисполкома № 230 в области был открыт Горно-Алтайский областной институт усовершенствования учителей. Его первым руководителем стал фронтовик Казанцев П.Л., позже институт возглавила Барантаева М.А.

В 1980–1990-х гг. повышение квалификации педагогических кадров приобрело массовый и систематический характер. В истории института навсегда остались имена руководителей и методистов, трудившихся в эти годы. Санаровой Г.Ф., Сакашевой Ю.Г., Кергиловой Е.Д., Куденовой П.И., Марковой Е.С., Ойноткиновой Ю.М., Карамышевой В.Т., Мингалевой Г.А., Мегедековой Е.А., Л.С, Кучияк Т.Н., Акулова А.М. и многих других.

21 мая 1992 г. областной институт усовершенствования учителей был реорганизован в Институт учителя.

18 июля 1996 г. - Институт учителя был преобразован в Институт повышения квалификации педагогических кадров и развития образования.

15 августа 1998 г. – переименован в Республиканский институт повышения квалификации работников образования (РИПКРО).

Начало нового века (2000-е гг.) вывело работу с педагогическими кадрами на новый качественный уровень по структуре и содержанию. Учебный процесс в институте отличался многообразием форм учебных занятий, таких как лекции, семинары, практические занятия, анализ конкретных педагогических и управленческих ситуаций, деловые игры, творческие лаборатории и другие формы.

25 августа 2011 г. РИПКРО стал Институтом повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Республики Алтай (БУ ДПО «ИПК и ППРО РА»).

Ежегодно более 30% педагогов Республики Алтай повышают свою квалификацию на базе Института повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а 50% педагогов активно участвуют в научно-методических семинарах и организационно-методических мероприятиях, проводимых институтом. В деле повышения квалификации педагогов РА расширилось деловое партнерство института с АПК и ППРО и региональными институтами, с ведущими российскими издательствами, ГАГУ, ГАПК, научными и общественными организациями РА, Ассоциацией инновационных школ РА, предметными ассоциациями.

Силами кафедры алтайского языка, созданной в январе 2012 г., Институт ведет большую учебно-методическую, редакционно-издательскую деятельность по развитию этнокультурной составляющей регионального образования.

Последние годы в истории Института – это годы «осовременивания», пополнения материальной базы и информатизации, поиска новых форм и методов работы, создания новых программ, изучения спроса потребителя, повышения качества образовательных услуг и мониторинга повышения квалификации.

Источники:

1. Белоусова Н.В., Машегова Н.В. 1 ЯНВАРЯ 1938 г. 75 лет назад образован Ойротский областной педагогический кабинет // Календарь юбилейных и памятных дат Республики Алтай. 2013 год. – Горно-Алтайск, 2012. – С. 6–7.

2.Официальный сайт Института повышения квалификации работников образования Республики Алтай http://ipkro.gorny.ru/index.php/home. Дата обращения: 9.01.2023г.