Печать

Учитель учится всю жизнь.

Как только он перестаёт учиться,

в нём умирает учитель!

К.Д.Ушинский

Журнал «Химия и жизнь - 21 век» – один из четырех самых тиражных научно-популярных журналов в России. Он интересно и увлекательно рассказывает с точки зрения науки обо всем, что заполняет нашу жизнь. В создании журнала участвуют замечательные ученые, психологи, руководители химической отрасли и многие другие специалисты. Национальная библиотека имени М.В. Чевалкова этот журнал выписывала с 1996 по 2020 год.

В настоящее время библиотека не получает его, но с ним можно познакомиться в электронном виде, так как с 2003 года журнал обрел электронную версию (ссылка на журнал: https://hij.ru/contacts/).

Одна из интересных рубрик в журнале называется «Спросите учителя». В  ней представлена информация, связанная с образованием и прежде всего адресованная педагогам. Статьи написаны простым и понятным языком.

В 2020 году в этой рубрике вышло 12 статей. В данном обзоре остановимся на 6 из них.

Спросите у учителя

В номерах 1, 4, 5/6 опубликованы статьи Леонида Александровича Ашкинази - кандидата физико-математических наук, редактора журнала «Химия и жизнь».

Спросите у учителя

В статье «Ученики и вопросы» (№1) автор создает навигацию в море информации и советует, как отличить «бред от не бреда» и дать правильный ответ на заданный вопрос – ведь в ходе занятий  учащиеся, студенты задают преподавателю самые разные вопросы. На часть вопросов ответ может быть дан «сей секунд». А если вопрос сложнее? Как быть педагогу в ситуации широкой доступности информации (интернет, книги, СМИ и т.п). Но всегда ли она верна?

№1 статья «Ученики и вопросы»

В статье «Новое в мире задач» (№4, 5/6) Леонид Ашкинази рассматривает новые типы задач по физике, которые помогают определять способность человека к обучению в вузе и к работе в науке. Некоторые предложенные типы задач можно использовать в других естественно-научных, а некоторые - в гуманитарных предметах.

Автор предлагает такие типы задач:

Ориентация. Дается несколько страниц из учебника, задача — разобраться и быстро ответить на простые вопросы. Это почти моделирование процесса обучения, причем пригодное для любого предмета, в котором вообще есть понятие «ответить на вопрос».

Усвоение. Предлагается кусок новой теории из учебника, разбитый десятком задач, проверяющих усвоение каждого абзаца. При этом «следующий уровень» может быть разным — и почти освоенным, и существенно более сложным. Дело в том, что способность продвигаться зависит от сложности материала, и с ростом сложности она вообще падает, но падать она может по-разному. А зависимость способности продвигаться от сложности — важный параметр учащегося. Область применимости — все естественные науки, где есть понятие «задача».

Спросите у учителя

Критик. Дается кусок текста из Интернета, из научно-популярной книги или журнала. Надо найти ошибки или некорректности. Область применимости — естественные и гуманитарные науки. Вариант — сравнить и проанализировать два текста на одну тему. Решение этой и подобных задач полезно для выработки критического мышления, при обучении рецензированию или редактированию.

Решено ли? Дается задача с решением, требуется определить, решена ли она, указать ошибки, объяснить, почему они сделаны, что с чем перепутал автор решения, чего он не знал. Область применимости — все естественные и гуманитарные науки (например, история), где есть понятие «задача».

№4, 5/6 статья«Новое в мире задач»

Спросите у учителя

№ 2, статья Л. Е.Перлова «Эволюция географии».

Леонид Евгеньевич Перлов – учитель высшей категории, почётный работник общего образования, педагог с 40-летним стажем.

В этой статье Л.Перлов отвечает на вопрос «А зачем она, география, вообще нужна?».

Цель любой науки — поиск ответа на вопросы.

Основная цель географии — расширение и пополнение наших знаний о планете, на которой живем, — эволюционировала не сильно.

 Собственно, главные вопросы географии — «где?», «что?» и «почему?» — сопровождают эту науку на протяжении всей ее истории. Даже уже полученные, казалось бы, исчерпывающие ответы на первые два вопроса таковыми не являются. Да и не под силу уже одной науке отвечать на эти вопросы на современном уровне. Нынешняя география — синтетическая, пограничная наука, включающая в себя смежные области других — физику (геофизику), химию (геохимию), филологию (топонимику) и множество других.

Спросите у учителя

Автор подчеркивает, что сегодняшняя география находится не на завершающем этапе своего существования, а, наоборот, в начале нового, очередного. Так что тем, кто пожелает стать географом, предоставляется все более широкий выбор специализаций – геоморфология, геоурбанистика, криолитология, океанология, гляциология, гидрография, геоботаника и зоогеография, геоэкология, этногеография и множество других, для перечисления которых потребовалось бы несколько страниц. И без работы сегодняшний географ не останется. Логистика и дорожное строительство, туризм, пространственная организация территории, экономический и социальный прогноз – все эти направления деятельности требуют серьезных географических знаний.

Спросите у учителя

Журнал № 2 статья Л. Е. Перлова «Эволюция географии»

№3, статья А. Н.Поддьякова «Тестирование по-новому»

Александр Николаевич Поддьяков- советский и российскийпсихолог, доктор психологических наукпрофессор, главный научный сотрудник Лаборатории психологии творчества Института психологии РАН.

В статье рассматривается тенденция развития тестирования от максимальной регламентированности деятельности тестируемых (при решении четко сформулированных разработчиком задач с единственным правильным ответом) к диагностическим проблемным ситуациям высокой новизны и неопределенности с открытым началом и открытым концом. Все чаще используемое в тестировании открытое начало предполагает свободу самостоятельной постановки своих собственных исследовательских вопросов изучаемой реальности и поиска ответов во взаимодействии с ней. Появление массовых тестов исследовательского поведения является отражением убеждения: одна из основных способностей, которые потребуются в самом ближайшем будущем, – это способность справляться с неопределенностью и новизной, в том числе путем их активного исследования.

Обсуждаются проблемы тестирования интеллекта и креативности в условиях новизны и неопределенности, в том числе «проблема судейства». Констатируется, что любой тест мышления, особенно творческого мышления, – это еще и скрытая (хотя, может быть, и не осознаваемая) претензия его авторов на свою практически непревзойденную мудрость. Ведь предполагается, что интеллект и творчество любого человека, развертывающиеся в новой ситуации, могут быть описаны в рамках модели, созданной творческим интеллектом автора теста, а значит, более мощным «суперинтеллектом». Практически неизбежные при таком подходе ошибки могут корректироваться при диалоге разных групп исследователей или же, наоборот, усугубляться при закрытости от критики.

Спросите у учителя

Анализируется принципиальная методологическая ошибка тестирования креативности – заранее составляемый тестологом «стандартный список творческих ответов», на соответствие которому проверяются решения участников.

Эта ошибка рассмотрена на примере изобретательского задания международного испытания школьников PISA2012, по результатам которого выстраиваются рейтинги стран в области образования.

Выдвигается оптимистический тезис: при любых успехах тестирования человечество всегда будет не вполне готово к определению своего творческого потенциала в силу его опережающего развития. Однако без средств диагностики будет готово принципиально меньше; они – новая и важная часть этого потенциала.

 №3 статья А. Н. Поддьякова «Тестирование по-новому»

Категория: Новости
670