В преддверии 77-й годовщины Великой Победы сотрудники информационно-справочного сектора Национальной библиотеки имени М. В. Чевалкова продолжают акцию «Память нужна живым». Сегодня мы вновь призываем наших читателей записать воспоминания ветеранов Великой Отечественной войны и приравненных к ним тружеников тыла, обратиться к семейным альбомам и другим бережно хранимым документам и поделиться с читателями библиотеки своей семейной историей военной поры. Тем самым мы дадим возможность будущим поколениям больше узнать о роли наших земляков в приближении Великой Победы!
Свои работы можете присылать на наш электронный адрес: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript., контактный телефон 8(38822) 2 64 25.
Продолжение
Воспоминания Тодогошевой Клавдии Григорьевны – гвардии рядовой, полного кавалера ордена Великой Отечественной войны
Боевое крещение
Боевое крещение мы приняли 3 июля 1942 года за Воронежем, на берегу Дона. В тот день мне исполнилось 19 лет. Мне попался солдат со сложным ранением, разорвало осколком пах. Я, как увидела это ранение, разрезала брюки, меня затрясло, не знаю с чего начать, как перевязывать, раненый кричит. В это время мимо бежал командир взвода, я попросила его помочь, несмотря на идущий бой. Он помог мне перевязать и отправить раненого на плащ-палатке с солдатами в тыл.
Меня отправили с поля боя в укрытие, куда должны приходить раненые для получения первой помощи. Как только я спустилась в овраг, сразу пришли три раненых солдата, я быстро перевязала, и они сами пошли в медсанбат.
И вдруг мы почувствовали затишье, бой прекратился, ни одной стрельбы и раненых нет. Мы вчетвером пошли на передовую, где шли бои. На поле боя никого не было. Мы поднялись на бугор и увидели такую картину:
Танки идут в одну линию на нас, мы думали, что это наши, но потом увидели белые кресты. Развернулись в обратную сторону и бежали до оврага, затем ползли по полю. Не знаю, как нам удалось доползти до мелколесья. Тут начался артиллерийский обстрел, рвались снаряды. Не знаешь, куда бежать. По пути нам встретились еще двое солдат и летчик со сбитого самолета, спустился с парашютом. У него была карта, он нас повел… Было лето, невыносимая духота. На мне был груз: санитарная сумка, противогаз, карабин, вещмешок, саперная лопатка и две гранаты в санитарной сумке. Эти гранаты я так берегла, все время думала о них. В случае чего, вдруг попадемся немцам, взорву себя этими гранатами, но в плен не пойду. Потому что куда не придем, везде немецкие танки, опять убегаем. Мы поняли, что попали в окружение…
Пока бегали из угла в угол, собралось много солдат. В конце попалась группа с нашим начальником, мы воспрянули духом... Только на исходе четвертых суток, под утро нашли коридор выхода из окружения, сразу попали в автобат нашей дивизии. Нас накормили, на машинах повезли в штаб. Сначала погрузили раненых, больных, затем я их повезла в медсанбат дивизии, он оказался не так далеко. Тут нас распределили по полкам. Когда я пришла в свой полк, в первую очередь встретилась с Федором Ивановичем Тетерниковым, своим земляком, командиром мотострелковой роты, призывался вместе с нами, попал тоже в 605 полк (погиб в 1943 г.), не знаю, почему, но я так расплакалась, не могла удержаться, наверно, нервы сдали. В полку встретила еще своих землячек Катю Тропину и Катю Кочееву, они устроили мне баню, и я почти сутки проспала. Вот так я получила боевое крещение в 19 лет. Это запомнилось мне на всю жизнь…
Воспоминания Тодогошевой К.Г.о войне // Родник. - 2010. – № 24 (17 июня). – С. 14.