Печать
Музыкальные истории. Людвиг ван Бетховен Соната № 14 «Лунная»

Сотрудники отдела информационных ресурсов продолжают цикл онлайн-бесед «Музыкальные истории». В этом выпуске мы расскажем об одном из самых популярных сочинений Людвига ван Бетховена – фортепианной сонате № 14, или, как мы ее привыкли называть, «Лунной сонате».

По преданию, Бетховен написал сонату № 14 летом 1801 г. в Коромпе, в беседке парка имения Брунсвиков, и поэтому сонату при жизни композитора иногда называли «Сонатой-беседкой». По другим предположениям, автор работал над этим сочинением осенью того же года. Зимой 1801-1802 г. у сонаты появилось посвящение Джульетте Гвиччарди, в которую Бетховен был влюблен.

Название «Лунная соната» дал ей не сам автор, оно укрепилось за ней по инициативе поэта Людвига Рельштаба, который сравнил музыку первой части сонаты с пейзажем Фирвальдштетского озера в лунную ночь. В этом сочинении жиззнь, творчество, пианистический гений Бетховена слились воедино, чтобы создать произведение удивительного совершенства.

При жизни композитора сонату играли одаренные пианистки-любительницы Мария Эрдеди, Мария Христина Лихновская. Но особенно большое впечатление производила соната в исполнении Доротеи Эртман, бравшей у Бетховена уроки фортепианной игры примерно в период написания этого произведения.

Элементы своего толкования внес в исполнение сонаты ученик Бетховена Карл Черни. Включена она была и в репертуар Ференца Листа, Клары Шуман, Антона Рубинштейна и др.

«Лунная соната» со временем получила широкую популярность у исполнителей и любителей классической музыки, стала близким, необходимым сочинением, с ней люди связывают события и впечатления собственной жизни, эмоциональное состояние души.

Предлагаем вашему вниманию сонату № 14 в исполнении чилийского пианиста Клаудио Аррау. Запись сделана в 1970 г. в Германии.

Приятного вам просмотра и прослушивания!

Категория: Музыкальные истории
5394