Присоединение Горного Алтая к Российскому государству не было единовременным актом в истории региона и заняло длительный исторический период. К концу XVII в. в состав России вошли предгорья и горы Северного Алтая, включая бассейн Бии, где проживали северные алтайцы: кумандинцы, тубалары и челканцы.

  В официальных документах досоветского времени северные алтайцы именовались «черневыми татарами», что означало «люди Черневой тайги», поскольку они проживали в глухих лесах – «Черни». В историческом прошлом и настоящем, Горный Алтай благодаря своему пограничному положению всегда являлся зоной социальных и этнокультурных контактов алтайского, русского и народов сопредельных регионов.

  Социальноэтническая структура населения в Горном Алтае в XVIII в. была представлена северными (кумандинцами, тубаларами, челканцами) и южными (алтай-кижи, теленгитами, телесами) алтайцами. Со второй половины XVIII в. южные склоны Катунского хребта стали обживать беглые старообрядцы, получившие государственное «прощение» в конце 1790-х гг. Впоследствии, в XIX в., этнический состав населения Горного Алтая усложнился наличием других групп: русской, включавших помимо староверов старожилов и переселенцев, а также казахской, состоявшей из туратинских и чуйских казахов. В джунгарский период, предшествующий непосредственному вхождению алтайского народа в состав России, южные алтайцы имели два главных административных центра: первый на р. Каракол, где располагалась резиденция влиятельного алтайского зайсана Омбо. Второй центр, по данным А.В. Анохина, находился на месте современного села Бешпельтир. Именно в этих центрах, утверждал исследователь, жили старшие зайсаны, управлявшие алтайскими племенами через других зайсанов, и имевшие непосредственную связь с Джунгарией.

  Не случайно сибирская администрация именовала владения Омбо «КанКаракольской землицей», признавая его суверенные права на Центральный Алтай. Следует отметить, что зайсан Омбо в трагические для региона 1750-е гг. являлся убежденным сторонником вхождения алтайского народа в состав России. По материалам исследователя А.В. Анохина, на время перехода алтайцев в российское подданство у них существовал «твердо установленный административный быт, унаследованный ими до мельчайших подробностей от монголов», поскольку коренные жители Алтая с XIII в. находились под властью монголов, c XVII в. – под властью западных монголов – джунгар. Не случайно все административные понятия алтайцев имели монгольское происхождение.

  Административный аппарат Горного Алтая был достаточно прост. Алтайцы распределялись по дючинам, дючины, свою очередь делились на податные единицы в сто дворов – арманы. Главой дючины являлся зайсан, его помощниками были демичи, исполнявшие судебные и административные функции в своих арманах. Поскольку демичи, как правило, управляли определенными родами, приписанных к дючинам, то их число доходило до 7. Самыми низшими административными должностями в дючинах являлись сборщики налогов – шуленги и албычи. В теленгитских волостях Юго-Восточного Алтая помимо демичей существовала должность бошко, являвшаяся, по словам дореволюционного исследователя С.П. Швецова, пережитком старинной административной должности джунгарской эпохи. Должности зайсанов и демичей были пожизненными и наследственными и переходили от отца к сыну. В случае бездетности зайсан мог передать власть приемному сыну. В алтайском социуме зайсаны повсеместно пользовались высоким авторитетом, в глазах своих поданных они являлись их покровителями и защитниками.

  В середине XVIII в. разразилась ожесточенная война между двумя империями: Цинским Китаем и кочевой Джунгарской империей, результатом которой стал полный разгром Джунгарии, исчезнувшей с карты Центральной Азии. Преследуя остатки джунгар, цинские войска оказались на территории Горного Алтая, где они взялись методично уничтожать местное население. Алтайские племена оказали китайцам ожесточенное сопротивление, но силы были неравны. Спасаясь от истребления, алтайцы прорывались с боями к русским крепостям. Китайско-джунгарская война стала самым драматическим явлением в истории Горного Алтая. Десятки тысяч людей погибли, оставшиеся в живых были уведены в плен, целые области обезлюдели, материальные ресурсы были разрушены. Сумев возвыситься над трагедией времени и дальновидно увидеть историческую перспективу, зайсаны алтайских родов в 1756 г. приняли решение о вхождении в состав России, которое стало судьбоносным не только для алтайского народа, но и для Российского государства. С вхождением Горного Алтая в состав России границы Колывано-Воскресенского (с 1834 г. – Алтайского) округа отодвинулись до границ с Китаем.

  После того, как Россия в 1756 г. взяла алтайский народ под свою защиту, алтайцы стали возвращаться в родные места. Став подданными Российской империи, коренные жители Горного Алтая оградили себя от посягательств извне, избежав физического уничтожения со стороны Китая. Под надежной защитой России у алтайцев появились условия для дальнейшего социально-экономического и культурного развития на качественно новой основе. Население Горного Алтая, сильно сократившееся в результате кровопролитной китайско-джунгарской войны, было определено в статус ясачных людей с рядом социальных и экономических льгот. Земли Горного Алтая были отнесены к ведомству Кабинету Ее (Его) Императорского Величества, управлявшего царским хозяйством на Алтае. В 1826 г. Кабинет стал составной частью Министерства Императорского двора. С зачислением Горного Алтая в разряд кабинетских земель алтайские племена получили дополнительные льготы. На них не распространялись рекрутская, заводская и другие повинности. Вместо подушной подати они вносили ясак в особую ясачную комиссию Кабинета. Налоговая политика Кабинета в Горном Алтае была максимально щадящей, ясачные платежи были необременительными, о чем говорят факты того, что зайсаны неоднократно предлагали увеличить объем выплат в кабинетскую казну. Манифестами и указами Екатерины II, принятыми в 60-х гг. XVIII в., был заложен патерналисткий, охранительный характер российской политики по отношению к коренному населению Горного Алтая. Особенностью государственной политики было ее достаточно мягкое, щадящее воздействие на алтайские племена.

  Основная стратегия российской власти в национальном вопросе была направлена не на растворение малых этносов Горного Алтая в русском народе, а, наоборот, на сохранение привычного образа жизни, административно-территориального и социального устройства и этнического разнообразия. Принципиальная позиция Российского государства в отношении нерусского населения Алтая строилась на том, чтобы свести к минимуму разрушающее воздействие российской цивилизации на традиционный образ жизни коренных народов. Этих же принципов в своей деятельности придерживалась и Алтайская духовная миссия, оформившаяся в 1830 г. Благодаря православной миссии в регионе началось школьное строительство и стало возможным создание алтайского литературного языка и письменности. Включив алтайцев в состав России, Кабинет и правительство не вмешивались в систему внутреннего управления. Здесь по-прежнему существовал административный порядок, предшествующий времени до перехода в российское подданство. Кабинетская политика была направлена на сохранение существовавшего до присоединения к России административного строя, норм обычного права, религиозных верований, языка и, в целом, культуры. Проходило много десятилетий, прежде чем на присоединенной территории вводились общероссийские порядки. Но в Горном Алтае вплоть до 1917 г. не произошло полной административной, правовой и общественной унификации. Одной из задач политики Кабинета в Горном Алтае являлось усовершенствование административного устройства региона. Первоначально территория Горного Алтая в административном отношении входила в состав Кузнецкого округа Тобольской губернии, затем Колыванской области, учрежденной в 1779 г. и преобразованной в 1783 г. в губернию. Колыванская губерния, включавшая весь округ Колывано-Воскресенских горных заводов, делилась на пять уездов: Колыванский, Кузнецкий, Семипалатинский, Красноярский и Бийский. Сначала земли алтайских кочевников были включены в состав Кузнецкого уезда. Но после того, как в 1799 г. коменданту Бийской крепости было предписано разбирать все дела алтайцев согласно их нормам обычного права, Горный Алтай был отнесен к Бийскому уезду. Итак, включив алтайцев в состав России, правительство и Кабинет не вмешивались в местную систему управления. Здесь по-прежнему существовала административная система, предшествующая времени до перехода в российское подданство. Традиционные административные порядки сохранялись с небольшими изменениями практически до второго десятилетия XX в.

  Административными единицами Горного Алтая во второй половине XVIII в. являлись кочевые дючины алтай-кижи и оседлые волости северных алтайцев. Коренное алтайское население распределялось по пяти алтайским (калмыцким) дючинам, четырем черневым ясачным волостям: Комляжской, Кергешской, Южской, Кузенской (ныне Чойский и Турочакский районы Республики Алтай), двум Кумандинским волостям: Нижне-Кумандинской (ныне Красногорский и Солтонский районы Алтайского края), Верхне-Кумандинской (ныне Турочакский район РА) и двум теленгитско-двоеданническим волостям: 1-ой Тау-Телеутской и 2-ой Тау-Телеутской (ныне Улаганский и Кош-Агачский районы РА). Кондомо-Щелкальская волость, включавшая челканское население, обитавшего в бассейне бийского притока – Лебедя, входила в состав Кузнецкого уезда. Кабинет и правительство признали пожизненный и наследственный принципы зайсаната и демичи, и сохранили за алтайской элитой ее привилегированное положение. Правительство Екатерины II с уважением относилось к зайсанам: им были присвоены дворянство и майорские чины, отправлены военные мундиры с золотым шитьем. Зайсаны неоднократно получали от российских императоров золотые медали, царские грамоты и ценные подарки, бережно хранившиеся в знатных родах Алтая до политических коллизий, начавшихся в регионе с 1917 г. В первой половине XIX в. продолжалась работа над административным устройством Алтая. В 1804 г. была образована Томская губерния, в состав которой вошли Бийский и Кузнецкий уезды с коренным населением. С образованием новой губернии Горный Алтай стал южной частью Бийского уезда (округа) Колывано-Воскресенского (с 1834 г. Алтайского) горного округа Томской губернии. Впоследствии, уезды были переименованы в округа. В административноэтническом отношении алтайское население делилось на северных алтайцев, проживавших в волостях; южных алтайцев (алтай-кижи), размещенных в дючинах; двоеданцев (теленгитов и телесов), объединенных в 1-ю Тау-Телеутскую и 2-ю Тау-Телеутскую волости, позже переименованных в 1-ю Чуйскую и 2-ю Чуйскую волости.

  В первой половине XIX в. социальная и демографическая ситуация в регионе стала медленно меняться: крестьянами Бийского уезда и других регионов стали осваиваться предгорья, а затем и горы. Освоение Алтайских гор происходило стихийно. Русские поселения возникали на берегах притоков Катуни: Майма в 1811 г., Черга – около 1820 г., Чечулиха – в 1824 г., Абай – в 1826 г., Усть-Кокса – в 1828 г. и другие. В регионе, численность коренных жителей в первой половине XIX в. была небольшой, русских крестьян еще меньше, хотя стабильно увеличивалась. Административное устройство региона и социально-правовой статус коренного населения до начала XX в. определялись рядом законодательных актов, среди которых самыми значительными были законы 1822 г. История их создания была такова. В 1822 г. известным государственным деятелем М.М. Сперанским, проводившим крупнейшую в Азиатской России административную реформу, был подготовлен целый пакет законопроектов, утвержденных императором Александром I под общим названием «Сибирское учреждение». Законодатель ввел следующее административно-территориальное деление Азиатской России и соответственно систему управления в регионе. Сибирь была поделена на два генерал-губернаторства (наместничества): Западно-Сибирское с центром в Тобольске (с 1839 г. – в Омске) и Восточно-Сибирское. В Западную Сибирь вошли Тобольская и Томская губернии и Омская область. Томский губернатор по закону 1822 г. до 1864 г. одновременно являлся начальником Колывано-Воскресенских (с 1834 г. – Алтайских) горных заводов, последняя должность для него была приоритетной. Томскими губернаторами, как правило, назначались генерал-майоры Корпуса горных инженеров, причем их кандидатуры на утверждение императору представлял не министр внутренних дел, как это обычно делалось, а министр Императорского двора, в чьи обязанности входило управление Кабинетом.

  Поскольку томские губернаторы большую часть времени проводили не в Томске, а в Барнауле – административном центре кабинетского Алтайского округа, то губернскую администрацию в течение большей части года фактически возглавлял председатель губернского правления. Совмещение двух должностей: томского губернатора и главного начальника Алтайских горных заводов прекратилось только после отмены крепостного права – в 1864 г. Итак, согласно законодательным нормам 1822 г., Горный Алтай являлся южной частью Бийского округа Алтайского горного округа Томской губернии Западно-Сибирского наместничества. Важной составляющей административного законотворчества М.М. Сперанского и руководимого им Сибирского комитета стал «Устав об управлении инородцев», представляющий самый широкий законодательный акт правительства в отношении народов Сибири, действовавший без существенных изменений до начала XX в. Устав 1822 г. был очень тщательно подготовлен М.М. Сперанским. Ему удалось сложившиеся формы управления нерусскими народами на основе норм обычного права кодифицировать в соответствии с российской правовой системой и придать этому уникальному законодательному акту юридическую безукоризненность и правовую отточенность. Устав об управлении инородцами 1822 г. четко определял права нерусских народов, систему и порядок их управления, порядок сбора налогов, то есть учел все стороны жизни коренного населения региона: административную, судебно-правовую, социально-экономическую, бытовую и даже религиозную. Законодатель ввел новое понятие «инородцы» для обозначения созданного им сословия, обладающего социально-экономическими правами свободных людей, аналогичными сословию государственных крестьян. Таким образом, благодаря М.М. Сперанскому в российском обществе наряду с традиционными сословиями оформилось новое – сибирские инородцы, приравненное по своему социально-правовому статусу к сословию государственных крестьян.

  Основные позиции Устава 1822 г., определявшие систему управления, были следующие. Все сибирские инородцы по образу жизни, степени социально-экономического развития, основным хозяйственным занятиям были разделены на три разряда: оседлых, кочевых и бродячих. Опека над ними со стороны администрации и полиции ограничивались до рамок только «общего надзора». Для них вводился принцип свободной торговли; система налогообложения была приведена в соответствие с экономическим строем и хозяйственными потребностями населения. Не имевший аналогов в правовых системах стран Западной Европы и Северной Америки «Устав об управлении инородцами» 1822 г. М.М. Сперанского стал первым законодательным актом, четко определившим права нерусских народов Сибири и систему управления ими. Принципы и некоторые буржуазные начала, заложенные в Уставе, объективно способствовали экономическому развитию народов Азиатской России. Устав 1822 г. был основан на принципах культурной и религиозной веротерпимости и других, позволяющих инородцам сохранять привычный образ жизни, хозяйственные занятия, традиционные формы социальной организации, верования, и в то же время в нем были учтены буржуазные тенденции. Все это вместе взятое вкупе с другими факторами, влиявшими на социально-экономическое развитие региона, позволило коренному населению Горного Алтая добиться значительных успехов в развитии экономики и культуры в досоветское время. В соответствии с этим делением и национальными особенностями определялись права и обязанности инородческого населения Горного Алтая, их административное устройство и система налогообложения. За коренным населением, отнесенного к сословию государственных крестьян, были закреплены налоговые, социальные и экономические привилегии. Так, все местные жители не подлежали военной службе. За ними «Уставом 1822 г.» закреплялись земельные угодья, которыми они пользовались и распоряжались по праву заселения. Формы и способы передела родовой собственности на земельные, охотничьи и другие угодья определялись самими «инородцами». Коренные жители по закону 1822 г. получили свободу частной торговли и предпринимательской деятельности.

Административное устройство и внутренне управление в Горном Алтае согласно закону 1822 г. строились следующим образом. Местное административное деление в Горном Алтае включало дючины, инородные управы, которыми управляли зайсаны, а также волости и родовые стойбища. Оседлые инородцы управлялись на основании общих указаний и имели такие же органы управления, какими пользовалось до крестьянской реформы 1861 г. русское население, то есть сельское и волостное управление. У кочующих алтайских племен сохранилось собственное управление, основанное на родовых традициях и нормах обычного права. Их органы управления представляла родовая знать – зайсаны и их помощники – демичи. Бродячие инородцы управлялись лишь одним старостой, звание которого принимали на себя зайсаны, почетные люди рода. Уймонские староверы с 1822 г. управлялись на основе Общего Положения об управлении инородцев. В 1834 г. на основании решения ясачной комиссии Кабинета они приобрели собственное самоуправление: для них была образована Уймонская инородная управа. Зайсанаты и старосты обеспечивали порядок в своих административных единицах, выполняли фискальные и судебные функции, собирали статистические сведения для Казенной палаты Томской губернии. Основные дела дючины (управы, волости): распределение налогов и повинностей, решение вопросов пользования земельными угодьями: пашнями, сенокосами, пастбищами и другие обсуждались на сходах. В XIX в. происходило дальнейшее возрастание сельских поселений и соответственно числа дючин и инородческих управ. По данным известного историка, академика Л.П. Потапова, в 1801 г. из 2-ой дючины выделилась 6-я дючина.

  По сведениям исследовательницы Л.И. Шерстовой, в 1819 г. от 5-ой дючины отделилась 7-я дючина. В середине XIX в. теленгитские Тау-Телеутские волости были переименованы в 1-ю и 2-ю и Чуйские волости. Согласно административно-территориальному делению жители 1-ой дючины обитали, в основном, на правом берегу Катуни в бассейне р. Маймы, 2-ой дючины обживали бассейны Урсула и Теньги, 3-ей – кочевали по рр. Кану, Чарышу, Белому и Черному Аную, 4-ой дючины – по Кану и Чарышу, 5-ой – по Кану, Кеньге, 6-ой – по Кану, Кеньге и Чарышу, 7-ой – по левому берегу Катуни, Урсулу и Теньге. Родовые управления дючин располагались следующим образом: 1-ой дючины – в Александровке, позже в Устьнезе, 2-ой, 3-ей, 4-ей – в Келее, 5-ой, 6-ой и 7-ой – в Усть-Теньге. Волостные управления находились: Комляжской – в Карасуке, Южской – в Паспауле, Кергежской – в Кебезени. Теленгитские Чуйские волости в первой половине XIX в. имели одно общее управление в Кош-Агаче. В 1864 г. население двух Чуйских волостей полностью перешло в подданство Российского государства. Во второй половине XIX в. управление 1-ой Чуйской волости располагалось в Чибите, 2-ой Чуйской волости – в Курае. К концу XIX в. родовое управление 1-ой Чуйской волости для удобства было перенесено в Кош-Агач. Административные лица дючин и управ были разбросаны по разным местам, где проживало их население. Поэтому зайсан, как правило, проживал в одном поселении, его помощники демичи и шуленги в других. До 1824 г. заселение русскими Горного Алтая носило вполне мирный характер, поскольку русские расселялись на свободных землях и не стесняли местных жителей в пользовании угодьями: земельными, таежными, охотничьими.

  Впоследствии расширение крестьянских поселений в Алтайских предгорьях и горах вызвало протесты со стороны зайсанов. В 1828 г. группа зайсанов, возглавлявших дючины, жаловалась сенатору В.К. Безродному и князю Б.А. Куракину, ревизовавших в то время Западную Сибирь, на расширение русских селений в Алтайских горах. Поскольку в основе кабинетской политики по отношению к кочевому населению Горного Алтая лежало стремление не подавать никаких поводов к недовольству, что было закреплено еще манифестом Екатерины II 1763 г., в котором указывалось: «ясачные ни под каким видом ни от кого ни малейшего разорения и тягости терпеть не могли и всяких хищников и угнетателей их наистрожайше преследовать», а также последующими законодательными актами, то Кабинет принял решение: устранить причины подобных жалоб. Идя навстречу пожеланиям алтайского зайсаната, Горное правление Алтайского округа в 1829 г. распорядилось установить пункты алтайских кочевий. Установленная граница алтайских кочевий была утверждена в 1831 г. томским губернатором и Главным начальником Колывано-Воскресенских горных заводов Е.П. Ковалевским и нанесена на особую «карту урочищ Алтайского хребта», составленную Главной Чертежной Колывано-Воскресенского Горного правления. Территория алтайских кочевий получила название «калмыцкие стойбища». Граница между русскими поселениями предгорных волостей и алтайскими кочевьями проходила по левой стороне Катуни через бассейны рр. Черги, Черного Ануя, Коргона, Чечулихи, Кумира и Коксу.

  В «Отчете начальника Алтайского округа, действительного статского советника В.П. Михайлова по ознакомлению с Горным Алтаем в лето 1910 года», изданного в Барнауле в 1910 г., описание границы установленной в 1831 г., выглядело следующим образом: «с восточной стороны – река Катунь: от оной в прямую почти линию к западной стороне, что будет с севера – близ назначенной грани состоят: 1) деревня Усть-Чергинская, 2) далее от оной жилища Кузнецких татар и гора Плешивая, за гранью лежащая 3) устья речек Черневего Ануя и Дрезговитой, впадающей в реку Ануй, 4) гора Бутачиха, за гранью стоящая; с западной стороны главные пункты близ граничной черты находятся 1) чернь Заячья, лежащая по обе сторонни грани и далее белки Бащелакские чрез кои сия грань положена, 2) пристань Коргонская и деревня Чечулиха, стоящая при устье реки Чечулихи, впадающей с правой стороны в Чарыш и 3) река Каир-Кумир, впадающая с левой стороны тоже в реку Чарыш; с южной стороны река Кокса, впадающая с левой стороны в реку Катунь». Русскому и алтайскому населению предписывалось данную границу не нарушать. Горное Правление хотело оградить алтайских кочевников от вторжения в их стойбища русских промысловиков. Официальный запрет на свободный въезд частных лиц в алтайские кочевья стал своего рода стабилизирующим фактором в политике Кабинета в первой половине XIX в. Карта «калмыцких стойбищ» хранилась в Главной Барнаульской чертежной и сгорела во время пожара здания Горного правления. Так как губернская администрация и горное начальство нуждались в «руководящем» документе при заселении крестьян за Бийскую линию, то в 1867 г. по сохранившимся описаниям была составлена новая карта. По ходатайству начальника Алтайской духовной миссии на карту были нанесены границы кочевий 1-ой алтайской дючины и волостей «черневых татар», располагавшихся на правой стороне Катуни. Общая граница калмыцких стойбищ и черневых волостей была утверждена в 1869 г.

  Подробное описание границ Горного Алтая от 1869 г. было приведено начальником Алтайского округа В.П. Михайловым в его «Отчете» 1910 г.: «А) с южной стороны главные пункты: Река Левая или Ночная Кокса, начиная с вершин до устья ее. Далее по Катуни до устья р. Чуи, впадающей с правой стороны в р. Катунь. Затем хребет гор между рр. Чуи и Ини в прямую линию до горы ИнБашти и чрез горы Айгулакские. Б) с восточной стороны главные пункты близ граничной линии гор: Тонгулак, Ак-Син-Баши, Ам-Джангар, Айпаган, Ужеле, Кира-Баш, Чедари, Хаир-Зур и Сугул. В) с северной стороны главные граничные пункты – деревня Улала и Айская, лежащие на правой стороне границы, рр. Катунь, Сема и дер. Усть-Чергинская, далее от оной жилища Кузнецких татар, лежащее по правую и левую стороны границы. Отсюда на устье р. Малый Этагол, впадающий с левой стороны в р. Песчаную далее вверх по течению реки Малого Этагола до вершин ее, затем по течению реки Кусводы до впадения ее с левой стороны в р. Степной Ануй, течение последнего до устья его с правой стороны р. Ануй, далее р. Ануй до устья р. Щепеты, впадающей в Ануй с левой стороны выше дер. Топольной, отсюда вверх по течению р. Щепеты до устья ключа Елинаго, впадающего с левой стороны в р. Щепету, от устья ключа Елинаго по течению его до самой вершины, отсюда поворот на вершину ключа Пролетного и продолжается вниз по течению до впадения его с правой стороны в р. Черный Ануй, пересекая его в самом устье ключа, а отсюда поворачивает сначала по тому же направлению, а потом на юг по хребту гор, возвышающихся на местности, так называемой «Заячья чернь», с левой стороны р. Черный Ануй и идет дорога до р. Бащелака текущей также по Заячьей черни, пересекает ее и идет до реки Деменчихи, впадающей с левой стороны в р. Бащелак. От реки Деменчихи, пересекая ее идет на вершину р . Листвянки, а отсюда по хребту гор, возвышающихся с правой стороны над р. Талицей – на р. Чарыш – на пункт около 2-х верст выше дер. Чечулихи и, далее идет вверх по течению Чарыша до устья реки Хаир-Кумина, впадающего с правой сторны в р. Чарыш. От устья Хаир-Кумина идет вверх по течению р. Кызыл-Гая, впадающего с правой стороны в р. ХаирКумин, далее от устья Кызыл-Гая идет вверх по течению р. Длагана, совпадающего устьем своим с р. Кызыл-Гая до самой вершины Длагана, далее идет у самого подножья хребта Коргонских белков, совпадая с направление оного до главного разлома, возвышающегося по вершинам рек Становой Убы и Левой или Ночной Коксы».

  Таким образом, официальными картографическими документами были зафиксированы только внешние границы дючин. Алтайские дючины, не имея определенной территории, хотя определенная привязка к конкретной местности без четко очерченных территориальных границ все же существовала, объединяли алтайцев, принадлежавших к определенному роду (сеоку) независимо от их места проживания. Так, например, в одном урочище могли проживать алтайцы, приписанные к разным дючинам. По этой причине дючина, будучи определенной административной единицей, не являлась четко определенной территориальной. В Горном Алтае коренные жители, приписанные к определенной дючине, пользовались полной свободой кочевать и жить по своему усмотрению, где угодно. Проживая в разных местах, они имели все права на пользование угодьями: пастбищными, охотничье-промысловыми пашенными и другими наравне с местными жителями. Поскольку дючина строилась не по территориальному признаку, а по родоплеменному, то зайсан и его помощники управляли не населением, проживавшим на данной территории, а определенной группой родов. Вносить налоги, судиться, решать какие-либо важные вопросы алтаецкочевник мог только у своего зайсана. Что же касается инородческих волостей, то в основе их образования лежал территориальный принцип. В 1880 г. в Горном Алтае была проведена административная реформа, отменившая пожизненность и наследственность зайсанского звания и расширившая выборный принцип в системе управления северными алтайцами. В 1889 г. институты наследственного зайсаната и демичи в Горном Алтае были отменены повсеместно. Во главе административных единиц: волостей, дючин и управ были поставлены выборные родовые старосты и два помощника, избираемые на общем сельском сходе. Алтайское население было обеспокоено результатами административной реформы 80-х гг. XIX в., тем более, что зайсаны убеждали своих подчиненных в том, что они потеряют прежние льготы и сравняются в социально-правовом и экономическом отношении с русскими крестьянами. В итоге, на свет появилось обращение, в котором коренные жители просили оставить прежние наименования административных должностей и прежнее число демичи в дючинах. Но их ходатайство не имело успеха. По словам известного исследователя А.В. Анохина: «с этого момента юридически закончился административно-родовой быт Алтая», но на деле, данный закон алтайской элитой был обойден, поскольку родовых старост и их помощников по традиции выбирали из сложившихся династий зайсанов и демичей «определенных родов», то есть, по словам исследователя С.П. Швецова, «из одной семьи». Так, например, в 1- ой дючине зайсаны избирались из рода Мундус, во 2-ой – из рода Кыпчак, в Южской волости – из рода Юс.

  По этой причине в конце XIX – начале XX вв. во главе большинства алтайских дючин, управ и волостей стояли те же самые потомственные зайсаны и демичи, принадлежавшие к влиятельной богатой байской верхушке алтайского общества. Но следует отметить, что в ряде редких случаев населению удавалось выбрать старост из числа других кандидатур. К концу XIX в. сложилась следующая практика выборов – зайсана выбирали на три года, демичей – на 1 год. Картина выборов зайсанов в конце XIX в., описанная Л.П. Потаповым на примере 1-й дючины, была следующей. Все население дючины извещалось о дне перевыборов зайсана. Выборы проходили под открытым небом, на правом берегу Катуни, в 1,5 километрах ниже впадения р. Узнези. Народ начинал съезжаться накануне выборов. Богачи и демичи ставили свои палатки. Бедняки и середняки устраивались под деревьями. Вечером, накануне выборов, в палатке демичи и баев шло обильное угощение вином, мясом, медом. Угощали всех, никому не отказывали. Богачи устраивали угощения на свой счет, а демичи – на общественные деньги. Во время вечернего и ночного пиров баи и демичи заручались согласием народа о поддержке нужного им кандидата. На утро происходили выборы. В день выборов, до окончания выборной процедуры и прочих дел, вино не подавали. Выборы начинались рано утром. На просторной поляне расстилали подседельники и потники, на которых присутствующие усаживались вокруг. В середине сидел старый зайсан, вокруг него демичи, потом шуленги, или албачи (сборщики податей), затем лучшие люди – баи, наконец, остальные. Беднота стояла позади, чтобы «виднее было». Каждый демичи мог выставить кандидата в зайсаны от имени своего армана. Обычно на самих выборах разногласий никаких не было, так как накануне демичи и баи договаривались окончательно о кандидатуре и получали различными способами согласие народа. Оглашался кандидат в зайсаны. Все поднимали руки и кричали «согласны». Зайсан вставал, кланялся и говорил: «Зачем вы меня выбираете, есть люди лучше и умнее меня», ему в ответ кричали: «Нет, самый лучший, самый умный из нас ты, ты и зайсаном будешь». На этом же собрании выбирали демичи, шуленги, казначея. После выборов, если были заявления, происходили судебные разбирательства, проводить которые зайсан поручал демичи и потом утверждал их решение. Жалование зайсана составляло от 60 до 80 руб. в год. Наряду с этим алтайское обычное право предоставляло зайсану общественные дары: подарки и услуги. По обычаю, зайсану полагалось получать от дючины 1 – 2 бесплатных работников – «ярчи», назначаемых поочередно на три месяца. Ярчи-работники седлали зайсану коня, носили дрова, пасли скот, выполняли и другие работы. В административной истории Горного Алтая XIX в. наблюдались интересные тенденции, которые С.П. Швецов назвал процессом обособления дючин и волостей друг от друга.

  В первой половине XIX в. от Центрального Алтая практически полностью отделились черневые волости: Комляжская, Комдошская, Кергежская Южская, в то время как население семи дючин воспринимало себя единым социумом и совместные решения принимало на общих народных съездах. В XIX в. население семи дючин и четырех черневых волостей только один раз выступило сплоченно, когда в 1897 г. собралось на общеалтайский съезд и приняло общее решение о возвращении прав кочевых инородцев на пользование черневыми лесами; причем к этому решению оно предложило присоединиться население Верхне-Кумандинской и Нижне-Кумандинской и Тогульской – второй половины волостей. Но это был практически единственный случай проявления былой тесной связи между разными административными единицами Горного Алтая. В конце XIX в. окончательно обособилась и перестала отправлять своих представителей на общеалтайский съезд 1-ая дючина, население которой тяготело к оседлому образу жизни небольшими поселениями. Если в 1886 г. важные решения принимались съездом всех семи дючин, то в 1897 г. только шести. Это было вызвано тем, что Горный Алтай в это время был поделен на два заседательских участка: в первый вошла 1-я дючина, во второй – остальные шесть дючин. Но процесс обособления на этом не закончился. В 90-х гг. XIX в. 2-я, 5-я, 6-я и 7-я дючины остались по-прежнему сплоченными, но 3-я и 4-я отделились с общим родовым управлением в Келее. Позже к ним присоединилась 2-я дючина, хотя ее родовое управление осталось в Усть-Теньге. В 1896 г. 2-я дючина полностью выделилась, образовав свое родовое управление в Усть-Кане, но затем снова присоединилась к 3-ей и 4-ой дючинам, поскольку не могла найти человека на должность писаря, но потом окончательно отделилась с образованием своего управления в Ябогане. С.П. Швецов, побывавший в Горном Алтае во главе статистико-экономической экспедиции в 1897 г., утверждал, что данный процесс обособления дючин будет продолжаться до полного распада былого всеалтайского единства, не соответствующего уже новым социально-экономическим условиям. В ходе хозяйственно-административной реформы в Алтайском горном округе, начавшейся с 1896 г., в 1898 г. был введен институт крестьянских начальников, занимавшихся вопросами управления русским и коренным населением. Тогда же округа были переименованы в уезды, соответственно Бийский округ, из которого еще в 1895 г. был выделен Змеиногорский округ, стал именоваться уездом, территория которого была поделена на 4 участка, подведомственных крестьянским начальникам. Горный Алтай относился к 3-му участку и частично к 4-му.

  В конце XIX в. алтайцы, проживавшие в Горном Алтае, входили в состав Бийского уезда Томской губернии. При переписи 1897 г. в Горном Алтае было выявлено 68 родов (сеоков). По административному устройству коренные жители распределялись между Комляжской, Южской, Кергежской, Кузенской, Тогульской – 2-ой половины, Нижне-Кумандинской, Верхне-Кумандинской волостями и 7 дючинами. Кроме того, имелись 1-я и 2-я Чуйские волости, которые по характеру управления примыкали к дючинам. На территории Горного Алтая в современных границах располагались Мыютинская, Уймонская и Улалинская (с 1903 г.) инородные управы. Кондомо-Щелкальская волость по-прежнему относилась к Кузнецкому уезду. По данным современного ученого А.Н. Екеева, в 1897 г. в Горном Алтае было учтено 582 населенных пункта, в том числе 80 сел (деревень, поселков, заселков), 86 аилов, представлявших мелкие оседлые поселки, 44 заимки и 377 урочищ (кочевий, стойбищ). Все поселения, за исключением урочищ, являлись оседлыми. В селах проживало 43,6% всего населения, в том числе 28,3% алтайцев, в аилах – 1,2%, заимках – 0,2% и в урочищах – 56%, в том числе – 70,6% алтайцев. Если практически все русское и северо-алтайское население Горного Алтая было сосредоточено в селах и деревнях, то преобладающая часть алтайцев расселялась по кочевьям. Полукочевой образ жизни сохранялся среди алтайцев семи дючин и двух Чуйских волостей, кочевой с элементами полукочевого – среди чуйских казахов. В начале XX в. в Горном Алтае прошла землеустроительная реформа. Землеустройство сопровождалось ликвидацией в 1912 –1913 г. старой административно-родовой системы управления алтайцев (управ, дючин, кочевых волостей) и внедрением у них сельских поземельных обществ и волостей общекрестьянского образца. На административную реформу 1913 г. старая родовая знать отреагировала очень эмоционально. Бывшие зайсаны и демичи прятали старые печати, дарственные императорские кафтаны, старинные документы и медали, а некоторые с ними даже скрывались в горах. Такие умонастроения А.В. Анохин назвал «агонией старого административного быта Алтая». По конечному подсчету в Горном Алтае получили полное поземельное и административное устройство 630 населенных пунктов. На территории Горного Алтая была образована 31 волость, каждая из которых объединяла ряд сельских обществ. К 1917 г. произошли качественные изменения в структуре населенных пунктов Горного Алтая, среди которых определяющие позиции приходились на села, поселки (аилы) и деревни. По неполным данным, большинство населения региона – 71% – проживало в селах, и лишь четвертая часть (25,2%) – по «урочищам». Таким образом, облик Горного Алтая начала XX столетия определялся уже широкой сетью сел, деревень и поселков.

  Новый этап в административной истории Горного Алтая начался с 1917 г. После Февральской революции в ряде населенных пунктов региона были проведены сходы (народные собрания) сельских обществ, на которых волостные старшины и крестьянские начальники отстранялись от власти. Вместо них создавались исполнительные комитеты народных собраний. Такие собрания прошли в Усть-Коксе, Шебалине, Мыюте, Кебезени и в других поселениях. 12 марта 1917 г. временный исполнительный комитет был создан в Онгудае. 30 апреля 1917 г. образовался Временный совет крестьянских депутатов Бийского уезда. В Горном Алтае советы крестьянских депутатов появились летом 1917 г. 17 июня 1917 г. Временное правительство России приняло постановление о создании в сибирских губерниях органов местного самоуправления – земств, как единственной формой власти на местах с подчинением Министерству внутренних дел и губернским комиссарам Временного правительства. Законодательным актом от 17 июня 1917 г. Временное правительство выделило из Томской губернии Алтайскую губернию в составе шести уездов. Горный Алтай, не получив национальной автономии, остался в составе Бийского уезда. Но незадолго до этого 12 мая 1917 г. Томское губернское Народное собрание распорядилось провести в г. Бийске Алтайский инородческий съезд для решения вопросов создания самоуправления коренного населения Бийского и Кузнецкого уездов. Такой инородческий съезд состоялся в Бийске 1 – 6 июля 1917 г.; на нем присутствовало 60 делегатов – уполномоченных от инородческих волостей Бийского и Кузнецкого уездов. Основными вопросами повестки съезда стали вопрос о самоуправлении и земельный. По первому вопросу решение съезда сводилось к следующему: обратиться в надлежащие инстанции о признании самоуправления инородцев Алтая. На переходное время съезд образовал центральный орган местного самоуправления – Алтайскую горную думу с функциями уездной земской управы и с местопребыванием в г. Бийске. Председателем Алтайской горной думы был избран активный общественный и политический деятель, художник Г.И. Гуркин. Почетным членом думы единогласно избрали сибирского областника и ученого-этнографа Г.Н. Потанина. Чуть позже в регионе начался процесс создания другой ветви власти – советов депутатов. В конце 1917 г. впервые был избран совет крестьянских и солдатских депутатов в Шебалино, который возглавил большевик В.И. Плетнев. Началось оформление советов в других населенных пунктах: в конце февраля 1918 г. в Улале во главе с И.И. Некоряковым, затем – в Майме во главе с Зяблицким и Карасуке. 14 марта 1918 г. совет крестьянских и солдатских депутатов во главе с Н. Знаменским появился в Усть-Кане, в конце марта в Ильинке, тогда же – в Онгудае. В конце февраля 1918 г. оформился Шебалинский волостной совет крестьянских и рабочих депутатов. Процесс образования советов длился до июня 1918 г. Первостепенной задачей Алтайского горной думы стала борьба за выделение Горного Алтая из состава Бийского уезда. Но Бийское земское уездное собрание отказалось поддержать решения Алтайской горной думы. Тогда Алтайская горная дума провела в Улале с 6 по 12 марта 1918 г. Учредительный Горно-Алтайский съезд инородческих и крестьянских депутатов, на который прибыло 132 делегата. 7 марта 1918 г. Учредительный съезд принял знаковое решение о выходе Горного Алтая из состава Бийского уезда. Новое территориальное образование получило наименование – Каракорум-Алтайский округ с центром в Улале. Каракорумский уезд был признан Сибирским Временным правительством; Земский отдел Министерства Внутренних дел 30 декабря 1918 г. своим постановлением закрепил Каракорумский уезд из 39 волостей в составе Алтайской губернии. 

  Становление национальной автономии Горного Алтая совпало по времени с гражданской войной в стране. Начались вооруженные конфликты между Каракорумом и Бийским советом солдатских и крестьянских депутатов. На стороне Каракорума выступили колчаковские офицеры, в том числе А.П. Кайгародов, Сатунин и другие. Противостояние «белых» и «красных» в Горном Алтае закончилось в декабре 1919 г. победоносным приходом частей Красной армии в регион и восстановлением в нем советской власти. Последние редкие очаги сопротивления окончательно были ликвидированы в 1922 г. В декабре 1919 г. Каракорумский уезд был ликвидирован, Горный Алтай вернулся в состав Бийского уезда Алтайской губернии. Для управления регионом в Улале, Шебалино и Уймоне были созданы революционные комитеты (ревкомы), подчинявшиеся Бийскому ревкому. 20 марта 1920 г. Бийский ревком упразднил Улалинский, Шебалинский и Уймонский ревкомы, создав вместо них районный Горно-Алтайский ревком во главе с председателем Аржаковым. Советская власть неоднократно проводила изменения административного деления Алтайской губернии и, следовательно, пыталась найти оптимальный вариант административного устройства для закрепления большевиков во властных структурах. Первоначально Сибревком закрепил за Горным Алтаем статус Горно-Алтайского района в составе Бийского уезда. 7 апреля 1920 г. Бийский уездный ревком принял постановление о преобразовании Горно-Алтайского района в уезд. В том же году постановлением Алтайского губернского революционного комитета был утвержден Каракорумский уезд, сразу же переименованный в Горно-Алтайский с разделением его на 6 районов, состоявших из 21 (позже 20) волости, и временным административным центром в с. Шебалино. В августе 1920 г. в Горном Алтае работала комиссия, изучавшая возможности его выделения в самостоятельный административный регион. Согласно выводам комиссии, Алтайский губисполком своими решениями от 20 августа и 14 сентября 1920 г. подтвердил необходимость отделения Горного Алтая от Бийского уезда в самостоятельную уездную единицу в территориальных границах Каракорум-Алтайского уезда. Это решение было поддержано центральными органами Советской власти, ВЦИК 3 октября 1920 г. принял решение о создании самостоятельной Горно-Алтайской автономии. Несмотря на то, что Сибревком отрицательно относился к созданию самостоятельной административной единицы из Горного Алтая, все же 17 февраля 1921 г. он принял постановление «Об образовании самостоятельного Горно-Алтайского уезда Алтайской губернии» с административным центром в с. Алтайское. Горно-Алтайскому уезду, насчитывавшему 20 волостей, были переданы еще 4 волости Бийского уезда: Черно-Ануйская, Сарасинская, Куяганская и Алтайская, три последние позже были возвращены Алтайскому краю. В начале 1922 г. прорабатывался вопрос о придании Горному Алтаю статуса автономной области. Декрет Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета (ВЦИК) «Об образовании автономной области Ойротского народа» от 1 июня 1922 г. постановил «образовать автономную область Ойротского народа, как часть Российской Социалистической Федеративной Советской Республики с административным центром в с. Улалинском».

  Итак, в 1922 г. Горно-Алтайский уезд был преобразован в автономную область с административным центром в Улале. В состав новообразованной области вошли 20 волостей Горно-Алтайского уезда и волости, изъятые из Бийского уезда. На Втором областном съезде Советов 2 – 8 декабря 1923 г. утвердили новое внутриобластное административное деление, согласно которому из 23 волостей было образовано 10 новых укрупненных районов, переименованных на следующий год в аймаки. По партийной линии область подчинялась Сибирскому бюро ЦК РКП (б), по советской – Сибревкому, в административном отношении входила в состав Алтайской губернии. С образованием 25 мая 1925 г. Сибирского края Ойротская автономная область стала подчиняться Сибирскому краевому исполнительному комитету. В состав области входили 10 аймаков (районов): Лебедской (с. Турочак), Успенский (с. Чоя), Улалинский (с. Улала), Чемальский (с. Чемал), Шебалинский (с. Шебалино), Горно-Онгудайский (с. Онгудай), Усть-Канский (с. Усть-Кан). Чулышманский (с. Чулышман), Кош-Агачский (с. Кош-Агач), Уймонский (с. Катанда). В 1928 г. село Улала было преобразовано в город, переименованный постановлением ВЦИК от 23 июня 1932 г. в г. Ойрот-Тура. На следующий год, в 1933 г., последовали переименования аймаков. Так, Лебедской был переименован в Турочакский, Улалинский – в Ойрот-Турский (Ойрот-Туринский), Успенский – в Чойский, Чемальский аймак в связи с переносом аймачного центра из Чемала в Эликманар, стал именоваться Эликманарским, Уймонский аймак, поскольку его административный центр перенесли из Катанды в УстьКоксу, переименовали в Усть-Коксинский. Так как аймачный центр Чулышманского района перенесли в с. Усть-Улаган, то соответственно район получил новое наименование – Улаганский. Еще в 1931 г. Горно-Онгудйский аймак переименовали в Онгудайский. Аймаки Ойротии объединяли 924 сельских населенных пункта и одно городское поселение с общей численностью населения в 99764 человека. 30 июля 1930 г. постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета был образован Западно-Сибирский край, в состав которого вошла Ойротская автономная область. В это время произошло некоторое территориальное «приращение» Ойротии, в связи с тем, что в 30-х гг. XX в. часть сельских советов Солонешенского района, таких как Бело-Ануйский, Каракольский, Мариинский, Усть-Мутинский была передана Усть-Канскому аймаку. С образованием 28 сентября 1937 г. Алтайского края Ойротская автономная область вошла в его состав.

  В 1939 г. постановлением Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета было подтверждено прежнее административное деление Ойротской автономной области на аймаки: Ойрот-Турский (Ойрот-Туринский), Турочакский, Чойский, Эликманарский, Усть-Коксинский, Улаганский, Кош-Агачский, Онгудайский, Усть-Канский, Шебалинский. По данным переписи 1937 г., численность населения Ойротской автономной области составляла 150, 2 тыс. человек. В 1948 г. Ойротская автономная область была переименована в Горно-Алтайскую автономную область, а г. Ойрот-Тура – в г. Горно-Алтайск, Ойрот-Туринский район – в Майминский.

  Экспертом, настаивающим на переименовании Ойротской автономной области в Горно-Алтайскую, выступил докторант Л.П. Потапов. Он на основе документальных материалов доказал, что алтайцы относятся к тюркам, а ойроты (ойраты) являются западными монголами, по этой причине, утверждал историк, употребление административных понятий монгольского происхождения не соответствует этнической сущности алтайского народа. В 1950 – 1960-х гг. в Горно-Алтайской автономной области произошел ряд административно-территориальных преобразований. Так, в 1952 г. Коргонский сельсовет Чарышского района Алтайского края вошел в состав Усть-Канского аймака. С 1956 г. начался процесс укрупнения районов Горно-Алтайской области. В сентябре 1956 г. власти ликвидировали Чойский аймак с передачей его территории Майминскому аймаку. Следующий этап районного укрупнения в Горно-Алтайской автономной области произошел в 1962 – 1963 гг. В марте 1962 г. в Майминский аймак влилась территория ликвидированного Эликманарского района. В 1963 г. Шебалинский аймак вошел в состав Онгудайского, УстьКоксинский – в состав Усть-Канского аймака.

  В 1963 г. в рамках хрущевской всесоюзной реформы административнотерриториального деления в Горном Алтае вместо аймаков было создано 6 сельских районов: Кош-Агачский, Майминский, Онгудайский, Турачакский Улаганский, Усть-Канский. Но практически сразу же выявилась неэффективность данной реформы. На следующий год, в 1964 г., районная система административнотерриториального деления региона была восстановлена. Тогда же в административной практике Горного Алтая исчезло понятие «аймак», замененное на «район». В марте 1964 г. произошло восстановление Усть-Коксинского района из Усть-Канского, в 1965 г. – Шебалинского из Онгудайского района. В 1965 г. территория бывшего Эликманарского района вошла в состав Шебалинского района. В 1980 г. был восстановлен Чойский район с центром в селе Чоя. Новый этап в административной истории Горного Алтая начался с 1990 г. 25 октября 1990 г. третья внеочередная сессия Горно-Алтайского областного Совета народных депутатов приняла Декларацию о государственном суверенитете Горно-Алтайской автономной Советской Социалистической Республики.

  3 июля 1991 г. Горно-Алтайская автономная область стала самостоятельным субъектом Российской Федерации (России) под названием Горно-Алтайской республики, переименованной в мае 1992 г. в Республику Алтай. 7 июня 1997 г. была принята Конституция РА. Республика Алтай имеет государственные символы: герб, гимн. РА насчитывает 10 муниципальных образований: Майминский, Чойский, Турочакский, Чемальский, Шебалинский, Онгудайский, Усть-Канский, Усть-Коксинский, Кош-Агачский и Улаганский районы и самостоятельное муниципальное образование – г. Горно-Алтайск. Высокогорные Кош-Агачский и Улаганский районы по условиям жизни приравнены к северным регионам. В настоящее время в РА насчитывается 90 сельских администраций, в состав которых входят 248 населенных пунктов. Будучи сибирским регионом, Республика Алтай входит в Сибирский федеральный округ РФ. РА является трансграничным регионом и имеет внешнюю границу с тремя зарубежными государствами: Казахстаном, Монголией и Китаем; внутреннюю с другими субъектами РФ: республиками: Тывой и Хакасией, с Алтайским краем и Кемеровской областью. Высшим законодательным органом региона является Государственное собрание Республики Алтай – Эль Курултай, высшим исполнительным органом – Правительство РА. Главой РА является Председатель Правительства. Первым главой РА был В.И. Чаптынов. Низшее звено в структуре управления представлено местными органами власти – районными администрациями и советами депутатов. Таким образом, административное устройство Горного Алтая имеет яркую и самобытную историю, обусловленную рядом социоэтнических, исторических, социально-экономических, общественно-политических и других факторов.

  Если во второй половине XVIII – XIX вв. коренное население региона сохраняло административно-территориальную систему, унаследованную еще от джунгарского времени, то XX – XXI вв. оказались богатыми на административные реформы и преобразования. Административно-территориальное деление Горного Алтая в XX в. очень часто подвергалось изменениям в связи с тем, что советская власть искала более эффективную систему управления на местах. Новый этап в административной истории региона начался в 1990-е гг. с обретением государственной самостоятельности Горного Алтая (Республики Алтай) в составе Российского государства – Российской Федерации (России).


© Л.Н. МУКАЕВА, кандидат исторических наук, доцент, научный сотрудник Национальной библиотеки имени М.В. Чевалкова.

При использовании материала ссылаться на источник:

Мукаева Л.Н. История административно-территориального устройства Горного Алтая в прошлом и настоящем //Административно-территориальное деление Горного Алтая. Сборник архивных документов 1917–2016 гг. / Редакционная коллегия: Р.К. Сагыдыева, Л.Н. Мукаева, М.А. Яковлева. – Барнаул, 2016. – С. 9–26.